Поиск в словарях
Искать во всех

Античная философия - пир

Пир

пир
«ПИР» (Συμπόσιον ἢ περὶ ἀγαθοῦ, подзаголовок: «О благе»), диалог Платона зрелого периода (между 380 и 375 до н. э., по Теслефу), написанный, вероятно, одновременно с «Федоном» и соотносящийся с ним как комедия с трагедией (ср. Symp. 223d). Замечателен не только благодаря изложенной в нем философской концепции любви (эроса), но и благодаря совершенной литературной форме. Диалог представляет собой рассказ Аполлодора, ученика Сократа, о пиршестве, которое устроил трагический поэт Агафон по случаю победы на Ленеях в 416. Помимо вступления (172а 178а) и заключения (223cd), «П.» содержит семь речей: Федра (Эрос древнейший бог) (178а 180Ь), Павсания (есть две Афродиты и два Эроса: небесный и вульгарный) (180с 185с), Эриксимаха (эрос пронизывает весь мир) (185с 188е), Аристофана (люди в их теперешнем виде только символ человека, половинка некогда цельного существа: цельной женщины, либо цельного мужчины, либо андрогина двуполого существа; любовь есть стремление к изначальной цельности) (189с 193d), Агафона (Эрос бог, наделенный красотой, совершенством, молодостью и т. п.) (194е 197е), а также Сократа (199с 212с) и Алкивиада (215а 222Ь). Если первые четыре речи постепенно подготавливают тему сократовской речи, то от речи Агафона Сократ отталкивается: эрос как и всякое влечение есть влечение к отсутствующему; поэтому эрос двойствен: стремясь к прекрасному и доброму, он не обладает ими. И далее Сократ излагает услышанную им в юности речь мантинеянки Диотимы: Эрос не бог, но демон, посредник между человеком и богом, сын Пороса-богатства и Пении-бедности, зачатый на празднике рождения Афродиты; Эрос любит одно из самых прекрасных благ мудрость, поэтому он сама философия; но любовь к мудрости, как и половая любовь, есть один из видов желания счастья, а само счастье вечное обладание благом в красоте. Однако человеку в этом мире вечность дана либо на общем с животными пути порождения потомства, либо на пути постепенного восхождения по ступеням красоты к прекрасному как таковому, к духовному порождению в нем. В отличие от других собеседников Алкивиад в своей речи восхваляет не Эроса, а Сократа, однако и здесь развивается основная тема диалога: только философия может дать человеку истинное счастье.

«П.» послужил источником многочисленных подражаний (Ксенофонт, Аристотель, Плутарх из Херонеи, Апулей, Афиней, Юлиан, Макробий, Ме-фодий Патарский). Комментарий к «П.» «Об Эроте» из «Эннеад» Плотина (Enn. I 5). В эпоху Возрождения «П.» стал особенно популярен благодаря комментарию Фичино. Исключительное влияние платоновская метафизика любви оказала на Вл. Соловьева и эстетику русского символизма.

Рус. пер.: М. Пахомова (1783), В. Н. Карпова (1863), А. Пресса (1904), И. Д. Городецкого (1908), С. А. Жебелева (1922), С. К. Апта (1965).

Текст: Piatonis Symposium, Piatonis Opera. Ed. J. Bumet. Vol. 2. Oxf., 1901, repr. 1967 (ОСТ); Symposium of Plato. Ed. with introd., critical notes comm. by R. G. Bury. Camb., 1909; Platon. Banquet. Text et. et trad, par P. Vicaire, not. par L. Robin. P., 1989 (BL); Plato. Symposium. Ed. with an introd., transi, and comm. by C. J. Rowe. Warminster, 1998; Пир. Пер. С. К. Апта, Платон. Собрание соч.: В 4 т. Т. 2. М, 1990, с. 81-134.

Лит.: Isenberg M. W. The order of the discourses in Plato's Symposium. Chic, 1940; Hoffmann E. Über Piatons Symposion. Hdlb., 1947; Koller H. Die Komposition des platonischen Symposions. Ζ., 1948; Marcel R. Marcile Ficin sur «Le Banquet de Platon ou de l'amour». P., 1956; Dover K. J. The date of Plato's Symposium, Phronesis 10, 1, 1965, p. 2-20; Rosen S. Plato's Symposium. N. Hav.; L., 1968.

Ю. А. ШИЧАЛИН

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция

П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин

2008

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  “ПИР” “ПИР” (Συμπόσιον, ή Περί άγαθοΰ, ηθικός — подзаголовок: “О благе, этический”) — диалог Платона зрелого периода (между 380 и 375 до н. э., по Теслефу), написанный, вероятно, одновременно с “Федоном” и соотносящийся с ним как комедия с трагедией (ср. “Пир” 223d). Замечателен не только благодаря изложенной в нем философской концепции любви (эросе), но и благодаря совершенной литературной форме. Диалог представляет собой рассказ Аполлодора, ученика Сократа, о пиршестве, которое устроил трагический поэт Агафон по случаю победы на Ленеях в 416. Помимо вступления (172а—178а) и заключения (223с—d), “Пир” содержит семь речей: Федра (Эрос — древнейший бог) (178а—180Ь), Павсания (есть две Афродиты и два Эроса: небесный и вульгарный) ( 180с— 185с), Эриксимаха (эрос пронизывает весь мир) (185с—188е), Аристофана (люди в их теперешнем виде — только символ человека, половинка некогда цельного существа: цельной женщины, либо цельного мужчины, либо андрогина — двуполого существа; любовь есть стремление к изначальной цельности) (189с— 193d), Агафона (Эрос — бог, наделенный красотой, совершенством, молодостью и т. п.) (194е — 197е), а также Сократа (199с—212с) и...
Философская Энциклопедия
2.
  – произв. Платона. ...
Философский словарь

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины