Поиск в словарях
Искать во всех

Античная философия - секст эмпирик

Секст эмпирик

секст эмпирик
СЕКСТ ЭМПИРИК (Σέξτος ὁ ἐμπειρικός) (2-я пол. 2 в. н. э.), последователь Пиррона, систематизатор идей античного скептицизма. Главные сочинения «Пирроновы положения» (3 кн.) и «Против ученых» (11 хн.) являются важным источником по истории античной философии, и основным -по истории пирронизма. Хотя С. не был оригинальным мыслителем и его тексты представляют собой компиляцию более ранней скептической литературы, восходящей к Энесидему, его авторитет в Античности был высок: Диоген Лаэртий включает его в школьное преемство пирронизма (IX 116), а св. Григорий Богослов называет С. и Пиррона источником «страшной и подлой болезни», заразившей Церковь, симптомы которой противоположные речи (Orat. 21).

В сочинении «Пирроновы положения» (Πυρρωνείων ὑποτυπώσεις -«Краткое изложение пирронизма», ср. название книги Энесидема: εἰς τὰ Πυρρώνεια ὑποτύπωσις) С. вводит основные понятия скептической философии («скептическая способность», невозмутимость-атараксия, эпохе, «исостения») и формулирует основные принципы построения скептической системы: «начало скепсиса в смысле причины [обращения к нему] надежда на невозмутимость», «начало же систематического изложения скептицизма» положение о равной достоверности противоположных суждений, «исостения», отсюда проистекает отказ от догматизма, отсюда воздержание от суждений (эпохе), отсюда невозмутимость (Pyrrh. I 1-30); далее С. суммирует выдвигавшиеся его предшественниками скептические тропы (способы) осуществления эпохе, 10 тропов Энесидема и 5 тропов Агриппы (I, 31-186); дает толкование основных выражений скептического словаря «не более», «пожалуй», «воздерживаюсь», «ничего не определяю» (I 187-209); сравнивает скептиков с «академиками» и теми из «догматиков», у которых С. усматривает отдельные скептические моменты (I 210-241). Во 2-й и 3-й книгах С. дает очерк пирронизма в связи с учениями «догматиков» (т. е. философов, выдвигавших положительное учение, δόγματα («догматы»)), излагая материал в традиционной последовательности трех частей школьной философии: логика (учения о критерии, знаке, доказательстве и т. п., кн. 2), физика (о Боге, причине, движении, месте, времени и т. п. III1-167) и этика (о благе, зле и безразличном, о том, можно ли научиться искусству жить -III 168-279).

Книги VII-IX сочинения «Против ученых» (лат. Adversus mathematicos) тематически сходны с двумя последними книгами «Пирроновых положений», ср. названия: «Против логиков» (Adv. math. VII—VIII), «Против физиков» (IX-X) и «Против этиков» (XI), но излагают материал более подробно, систематически рассматривая учения древних согласно основным топосам каждого раздела философии здесь С. приводит ценнейший док-сографический материал. В поисках историко-философских корней пирронизма С. обращается к учениям древних философов, начиная с Ксенофана (вероятно, следуя в этом Тимону из Флиунта), и ищет у них элементы скептицизма (Adv. math. VII48-260). Книги I-VI «Против ученых» образуют как бы отдельное дополнительное исследование, посвященное шести искусствам грамматике, риторике, геометрии, арифметике, астрономии и музыке; предполагается, что на самом деле этими книгами не начинался, а заканчивался трактат С.

С. ссылается также на свои сочинения по медицине и о душе (утрачены). Ставшее частью имени С. прозвание «эмпирик» указывает на его профессиональные занятия медициной; он был учеником Геродота из Тарса, учившегося у крупнейшего врача «эмпирической школы» 2 в. Менодота Никомедийского (D. L. IX 116, ср. Galen. De nat. fac. 52, 11 Kühn: Μηνόδοτος ὁ ἐμπειρικός). Совмещение скептической философии и медицинской практики характерно для традиции позднего пирронизма (6 из 8 названных Диогеном Лаэртием философов-пирронистов после Энесидема практикующие врачи «эмпирики», I 116) и наглядно демонстрирует, что скептическое эпохе не мешает активной жизненной позиции. По словам С., «скептик из человеколюбия (διὰ τὸ φιλάνθρωπος εἶναι) хочет по возможности исцелить рассуждением самомнение и скоропалительность [заключений] догматиков», предлагая различные по силе рассуждения-лекарства, в зависимости от тяжести состояния (Pyrrh. Ill 280).

Сочинения С. в переводе на латынь получили широкое распространение во второй пол. 16 в. и оказали влияние на многих мыслителей этого времени, в частности на Монтеня.

Соч.: Sexti Empirici opera. Rec. H. Mutschmann, J. Mau. T. 1-2. Lipsiae, 1912-1914; Sextos Empiricus, Works. With engl. tr. by R. G. Bury. Vol. 1-4, 1933-1949. В рус. пер.: Три книги Пирроновых положений. Пер. Н. В. Брюлловой-Шаскольской (1913); Секст Эмпирик. Сочинения. Под общ. ред. А. Ф. Лосева. Т. 1-2. М., 1975-1976.

Лит.: Janacek К. Sextus Empiricus' Sceptical Methods. Prague, 1972; Oberti M. M. Scepticism Versus Dogmatism: An Analysis of Sextus Empiricus' Against Mathematicians, Book VII. Vancouver, 1979; House D. K. The life of Sextus Empiricus, CQ 30, 1980, p. 227-238; Stough С Sextus Empiricus on Non-Assertion, Phronesis 29, 1984, p. 137-164; Allen J. V. Sextus Empiricus' Investigation of Sign-inference. Princ, 1988; Brunschwig J. Sextus Empiricus on the kriterion: The Skeptic as Conceptual Legatee, Dillon J. M., Long A. A. (edd.) The Quaestion of «Eclecticism»: Studies in Later Greek Philosophy. Berk.; L. Ang.; L., 1988, p. 145-175; Allen J. The skepticism of Sextus Empiricus, ANRW II, 36. 4, 1990, p. 2582-2607; Idem. Pyrrhonism and Medical Empiricism: Sextus Empiricus on Evidence and Inference, Ibid. 37, 1, p. 646-690; Giannantoni G. (éd.). Sesto Empirico e il pensiero antico. Nap., 1992; Karadimas D. P. Sextus Empiricus Against Aelius Aristides: the Conflict Between Philosophy and Rhetoric in the Second Century A. D. Lund, 1996. См. общ. лит. к ст. Скептицизм

М. А. СОЛОПОВА

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция

П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин

2008

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (200-250) древнегреческий врач и философ. Жил в Александрии и Афинах. Основные произведения С.Э.: 'Пирроновы основоположения', 'Против ученых' (состоит из разделов 'Против логиков', 'Против физиков', 'Против этиков', 'Против грамматиков', 'Против риторов', 'Против геометров', 'Против арифметиков', 'Против астрологов', 'Против музыкантов') являются основными источниками античного скептицизма. Согласно С.Э., 'скептическая позиция проста и очевидна. Представьте себе, что в доме, в котором находится много драгоценностей, многие ищут золото ночью; каждый думал бы, что нашел золото, но не знал бы этого наверное, хотя бы и действительно нашел его. Точно так же философы вступают в этот мир, как в большой дом, чтобы искать истину; если бы даже они и нашли ее, то они все же не могли бы знать, достигли ли они ее'. Отрицая возможность существования наук, подлинно доступных человеку, С.Э. утверждал: 'Предварительно должно существовать согласие по четырем вопросам: о преподаваемом предмете, о преподающем, об учащемся и о способе обучения. Как мы докажем, не существует ни преподаваемого предмета, ни преподающего, ни учащегося, ни способа обучения....
История философии
2.
  СЕКСТ ЭМПИРИК (200-250) древнегреческий врач и философ. Жил в Александрии и Афинах. Основные произведения С.Э.: "Пирроновы основоположения", "Против ученых" (состоит из разделов "Против логиков", "Против физиков", "Против этиков", "Против грамматиков", "Против риторов", "Против геометров", "Против арифметиков", "Против астрологов", "Против музыкантов") являются основными источниками античного скептицизма. Согласно С.Э., "скептическая позиция проста и очевидна. Представьте себе, что в доме, в котором находится много драгоценностей, многие ищут золота ночью; каждый думал бы, что нашел золото, но не знал бы этого наверное, хотя бы и действительно нашел его. Точно так же философы вступают в этот мир, как в большой дом, чтобы искать истину; если бы даже они и нашли ее, то они все же не могли бы знать, достигли ли они ее". Отрицая возможность существования наук, подлинно доступных человеку, С.Э. утверждал: "Предварительно должно существовать согласие по четырем вопросам: о преподаваемом предмете, о преподающем, об учащемся и о способе обучения. Как мы докажем, не существует ни преподаваемого предмета, ни преподающего, ни учащегося, ни способа...
Новейший философский словарь
3.
  СЕКСТ ЭМПИРИК СЕКСТ ЭМПИРИК ( 6 ) (2-япол. 2 в.— нач. 3 в.), др.-греч. философ, систематизировавший идеи скептицизма, врач по профессии. Его «Пирроновы основоположения» и трактат «Против учёных» (в него входят разделы «Против логиков», «Против физиков», «Против этиков», «Против грамматиков», «Против риторов», «Против геометров», «Против арифметиков», «Против астрологов» и «Против музыкантов», т. е. против теории музыки) — гл. источник наших сведений об антич. скептицизме.В поисках предшественников скептицизма С. Э. обращается к учениям древних философов, начиная с Ксе-нофана, и ищет у них элементы скептич. взгляда на мир («Против учёных» VII 48—260). По С. Э., «начало и конец скепсиса лежат в надежде на невозмутимость», которая достигается воздержанием от суждений («Пирро-новы основоположения» I 12,8). В отличие от философов Средней и Новой Академии Аркесилая и Карнеада, которым С. Э. приписывает категорич. утверждение о недоступности истины, и в отличие от др. филос. школ, которым С. Э. приписывает претензию на обладание истиной и которые он характеризует как догматические, С. Э. утверждает, что скептики ищут истину. Согласно С. Э., «ни...
Философская Энциклопедия
4.
  (200—250) — древнегреческий врач и философ. Жил в Александрии и Афинах. Основные произведения С.Э.: "Пирроновы основоположения", "Против ученых" (состоит из разделов "Против логиков", "Против физиков", "Против этиков", "Против грамматиков", "Против риторов", "Против геометров", "Против арифметиков", "Против астрологов", "Против музыкантов") являются основными источниками античного скептицизма. Согласно С.Э., "скептическая позиция проста и очевидна. Представьте себе, что в доме, в котором находится много драгоценностей, многие ищут золото ночью; каждый думал бы, что нашел золото, но не знал бы этого наверное, хотя бы и действительно нашел его. Точно так же философы вступают в этот мир, как в большой дом, чтобы искать истину; если бы даже они и нашли ее, то они все же не могли бы знать, достигли ли они ее". Отрицая возможность существования наук, подлинно доступных человеку, С.Э. утверждал: "Предварительно должно существовать согласие по четырем вопросам: о преподаваемом предмете, о преподающем, об учащемся и о способе обучения. Как мы докажем, не существует ни преподаваемого предмета, ни преподающего, ни учащегося, ни способа обучения....
Философский словарь

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины