Поиск в словарях
Искать во всех

История философии - секст эмпирик

Секст эмпирик

секст эмпирик

(200-250) древнегреческий врач и философ. Жил в Александрии и Афинах. Основные произведения С.Э.: 'Пирроновы основоположения', 'Против ученых' (состоит из разделов 'Против логиков', 'Против физиков', 'Против этиков', 'Против грамматиков', 'Против риторов', 'Против геометров', 'Против арифметиков', 'Против астрологов', 'Против музыкантов') являются основными источниками античного скептицизма.

Согласно С.Э., 'скептическая позиция проста и очевидна. Представьте себе, что в доме, в котором находится много драгоценностей, многие ищут золото ночью; каждый думал бы, что нашел золото, но не знал бы этого наверное, хотя бы и действительно нашел его. Точно так же философы вступают в этот мир, как в большой дом, чтобы искать истину; если бы даже они и нашли ее, то они все же не могли бы знать, достигли ли они ее'.

Отрицая возможность существования наук, подлинно доступных человеку, С.Э. утверждал: 'Предварительно должно существовать согласие по четырем вопросам: о преподаваемом предмете, о преподающем, об учащемся и о способе обучения. Как мы докажем, не существует ни преподаваемого предмета, ни преподающего, ни учащегося, ни способа обучения.

Следовательно, не существует и никакой науки...'. В отличие от других философских школ, постулирующих принципиальную недостижимость истины, а также претендующих, согласно С.Э., на обладание истиной, С.Э. утверждал, что скептики все же ищут истину, хотя 'ни одно из борющихся положений не стоит выше другого, как более достоверное, ибо все они равны в отношении достоверности и недостоверности'.

С.Э. систематизировал предшествующие аргументы в пользу воздержания от суждений с целью обретения душевного равновесия и блаженства, осуществление которых и выступает целью философии. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  СЕКСТ ЭМПИРИК (Σέξτος ὁ ἐμπειρικός) (2-я пол. 2 в. н. э.), последователь Пиррона, систематизатор идей античного скептицизма. Главные сочинения «Пирроновы положения» (3 кн.) и «Против ученых» (11 хн.) являются важным источником по истории античной философии, и основным -по истории пирронизма. Хотя С. не был оригинальным мыслителем и его тексты представляют собой компиляцию более ранней скептической литературы, восходящей к Энесидему, его авторитет в Античности был высок: Диоген Лаэртий включает его в школьное преемство пирронизма (IX 116), а св. Григорий Богослов называет С. и Пиррона источником «страшной и подлой болезни», заразившей Церковь, симптомы которой противоположные речи (Orat. 21). В сочинении «Пирроновы положения» (Πυρρωνείων ὑποτυπώσεις -«Краткое изложение пирронизма», ср. название книги Энесидема: εἰς τὰ Πυρρώνεια ὑποτύπωσις) С. вводит основные понятия скептической философии («скептическая способность», невозмутимость-атараксия, эпохе, «исостения») и формулирует основные принципы построения скептической системы: «начало скепсиса в смысле причины [обращения к нему] надежда на невозмутимость», «начало же...
Античная философия
2.
  СЕКСТ ЭМПИРИК (200-250) древнегреческий врач и философ. Жил в Александрии и Афинах. Основные произведения С.Э.: "Пирроновы основоположения", "Против ученых" (состоит из разделов "Против логиков", "Против физиков", "Против этиков", "Против грамматиков", "Против риторов", "Против геометров", "Против арифметиков", "Против астрологов", "Против музыкантов") являются основными источниками античного скептицизма. Согласно С.Э., "скептическая позиция проста и очевидна. Представьте себе, что в доме, в котором находится много драгоценностей, многие ищут золота ночью; каждый думал бы, что нашел золото, но не знал бы этого наверное, хотя бы и действительно нашел его. Точно так же философы вступают в этот мир, как в большой дом, чтобы искать истину; если бы даже они и нашли ее, то они все же не могли бы знать, достигли ли они ее". Отрицая возможность существования наук, подлинно доступных человеку, С.Э. утверждал: "Предварительно должно существовать согласие по четырем вопросам: о преподаваемом предмете, о преподающем, об учащемся и о способе обучения. Как мы докажем, не существует ни преподаваемого предмета, ни преподающего, ни учащегося, ни способа...
Новейший философский словарь
3.
  СЕКСТ ЭМПИРИК СЕКСТ ЭМПИРИК ( 6 ) (2-япол. 2 в.— нач. 3 в.), др.-греч. философ, систематизировавший идеи скептицизма, врач по профессии. Его «Пирроновы основоположения» и трактат «Против учёных» (в него входят разделы «Против логиков», «Против физиков», «Против этиков», «Против грамматиков», «Против риторов», «Против геометров», «Против арифметиков», «Против астрологов» и «Против музыкантов», т. е. против теории музыки) — гл. источник наших сведений об антич. скептицизме.В поисках предшественников скептицизма С. Э. обращается к учениям древних философов, начиная с Ксе-нофана, и ищет у них элементы скептич. взгляда на мир («Против учёных» VII 48—260). По С. Э., «начало и конец скепсиса лежат в надежде на невозмутимость», которая достигается воздержанием от суждений («Пирро-новы основоположения» I 12,8). В отличие от философов Средней и Новой Академии Аркесилая и Карнеада, которым С. Э. приписывает категорич. утверждение о недоступности истины, и в отличие от др. филос. школ, которым С. Э. приписывает претензию на обладание истиной и которые он характеризует как догматические, С. Э. утверждает, что скептики ищут истину. Согласно С. Э., «ни...
Философская Энциклопедия
4.
  (200—250) — древнегреческий врач и философ. Жил в Александрии и Афинах. Основные произведения С.Э.: "Пирроновы основоположения", "Против ученых" (состоит из разделов "Против логиков", "Против физиков", "Против этиков", "Против грамматиков", "Против риторов", "Против геометров", "Против арифметиков", "Против астрологов", "Против музыкантов") являются основными источниками античного скептицизма. Согласно С.Э., "скептическая позиция проста и очевидна. Представьте себе, что в доме, в котором находится много драгоценностей, многие ищут золото ночью; каждый думал бы, что нашел золото, но не знал бы этого наверное, хотя бы и действительно нашел его. Точно так же философы вступают в этот мир, как в большой дом, чтобы искать истину; если бы даже они и нашли ее, то они все же не могли бы знать, достигли ли они ее". Отрицая возможность существования наук, подлинно доступных человеку, С.Э. утверждал: "Предварительно должно существовать согласие по четырем вопросам: о преподаваемом предмете, о преподающем, об учащемся и о способе обучения. Как мы докажем, не существует ни преподаваемого предмета, ни преподающего, ни учащегося, ни способа обучения....
Философский словарь

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины