Поиск в словарях
Искать во всех

Античная философия - теология платона

Теология платона

теология платона
«ТЕОЛОГИЯ ПЛАТОНА» (Περὶ τῆς κατὰ Πλάτωνα θεολογίας), сочинение Прокла, единственная в своем роде систематическая сводка платонизма в его схоластической разработке. Написано, вероятно, в поздний период (после комментария к «Пармениду», первые три книги до «Начал теологии»). Сама идея подобного сочинения возникает в ходе толкования «Парменида» и при осмысления роли этого диалога как теологического завершения курса платоновской философии в постямвлиховском платонизме. Рассматривая корпус платоновских сочинений как единый «священный текст», Прокл группирует эпитеты богов в соответствии с последовательностью посылок второй части «Парменида», поскольку для тех, кто сплотился вокруг платоновского очага (râç της ημετέραςἐστίας), ЭТОТ диалог содержит ПОЛНОТу и целостность платоновской теологии, а его изложение во второй части соответствует иерархии богов и воспроизводит их разряды от самого первого вплоть до последнего (I 7, 31. 7-10 цифры после запятой указывают страницы и строки издания Сафре—Вестеринка).

В начале трактата (12, 9. 8-19) Прокл излагает его замысел и план: сначала все относящиеся к богам общие понятия (τά κοινά νοήματα) с рассмотрением сил и достоинств богов; в середине все чины (τάξεις) богов с указанием их особенностей и в соотнесении с положениями теологов, т. е. с орфическими теогониями и халдейскими оракулами; и, наконец, сводка разбросанных по разным сочинениям характеристик надкосмических и внутрикосмических богов и ИХ классификацию (τα δλα γένη τῶν θείων διακόσμων).

Следуя своему плану, Прокл излагает в первой книге (I 13-29) понятия сущности, провидения и неукоснительности провидения (в соответствии с «Законами»), благости и непричастности злу, неизменности и простоты и истинности (в соответствии с «Государством»), блага и веры, знания и истины, красоты и любви (в соответствии с «Федром»), божественности, бессмертия и постижимости умом (в соответствии с «Федоном»); в заключение речь идет о свойственной всем богам нерожденности и о божественных именах.

Второй раздел представлен в сохранившихся кн. II-VI: первый бог, единое — кн. II; генады, или вышебытийные единицы-боги, III 1—6; умопостигаемые боги III 7-28; умопостигаемо-мыслящие боги IV; мыслящие боги V; надмирные боги VI; отсутствуют завершение второй части (описание остальных разрядов: внутрикосмические боги, всеобщие души, высшие существа ангелы, демоны, герои) и третья часть.

Вероятно, Прокл по тем или иным причинам не закончил «Т. П.» (издатели полагают, что недостает по крайней мере седьмого тома). Однако она была известна последующим платоникам: «Т. П.» цитирует Дамаский, знает Симпликий, на нее безусловно ориентируется автор Ареопагитского корпуса; ее могли знать в Александрийской школе, хотя прямых цитат в сохранившихся текстах нет. В дальнейшем никаких сведений о «Т. П.», хотя ее читали и переписывали: две древнейшие рукописи относятся к 13-14 вв., а 15 в. своего рода ренессанс «Т. П.»: ее знает и цитирует Плифон, из дошедших до нас рукописей одна вероятно, приобретенная в 143ΤΙ 43 8 Николаем Кузанским, была в библиотеке кардинала Виссариона, благодаря которому Пьетро Бальби сделал для Николая Кузанского латинский перевод «Т. П.» в 1461-1462; другую приобрел Пико делла Мирандола, третью Марсилио Фичино.

Editio princeps, появившееся в Гамбурге у М. Герингиуса в 1618 (вместе с прокловскими «Началами теологии» и «Жизнью Прокла» Марина), было подготовлено Э. Портусом на основе второстепенной рукописи 14-15 вв. Только в 1816 знаток и переводчик неоплатоников Томас Тейлор вновь обратился к тексту «Т. П.» и перевел его на английский язык, предложив ряд удачных конъектур. Ряд замечаний по тексту «Т. П.» опубликовал в 1894 В. Кролль.

Новое издание было предпринято по инициативе Э. Р. Доддса, побудившего к работе над ним своего ученика А. Д. Сафре, к которому затем присоединился Л. Г. Вестеринк. 1-й том нового издания вышел в 1968, в 1997 издание завершил один А. Д. Сафре. В мае 1998 в Лувене (Бельгия) состоялась конференция, посвященная окончанию издания и показавшая значимость «Т. П.» для современного понимания философии Прокла и неоплатонизма в целом.

Издатели учли 56 рукописей, из которых 23 содержат текст «Т. П.» полностью. Каждый том предваряется обстоятельным введением, рассматривающим также соответствующие темы монографически (в частности: Афинская школа в 4 в. в 1-м т.; история толкования II Письма Платона в платоновской традиции во 2-м т.; история толкования двух первых посылок «Парменида» Ямвлихом, Сирианом и Проклом и концепция генад -в 3-м; история толкования Plat. Phaedr. 246e4-248c2 в платоновской традиции в 4-м; история рецепции «Т. П.» в 1-ми 6-м.

Издания и переводы: Prodi in Piatonis theologiam. Ed. Ae. Portus. Hamb., 1618;Proclus. Théologie Platonicienne. Livre 1-6. Texte et. et trad, par H.D. Saffrey et L.G. Westerink. P., 1968-1997; Прокл. Платоновская теология. Пер. и комм. Л. Ю. Лукомского. СПб., 2001.

Ю. А. ШИЧАЛИН

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция

П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин

2008

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  “ТЕОЛОГИЯ ПЛАТОНА” “ТЕОЛОГИЯ ПЛАТОНА” (Περί της κατά Πλάτωνα θεολογίας) — сочинение Прокла, единственная в своем роде систематическая сводка платонизма в его схоластической разработке. Написано, вероятно, в поздний период (после комментария к “Пармениду”, первые три книги — до “Начал теологии”). Сама идея подобного сочинения возникает в ходе толкования “Парменида” и при осмыслении роли этого диалога как теологического завершения курса платоновской философии в постямвлиховском платонизме. Рассматривая корпус платоновских сочинений как единый “священный текст”, Прокл группирует эпитеты богов в соответствии с последовательностью посылок второй части “Парменида”, поскольку для тех, кто сплотился вокруг платоновского очага (τοίς της ημετέρας εστίας), этот диалог содержит полноту и целостность платоновской теологии, а его изложение второй части соответствует иерархии богов и воспроизводит их разряды от самого первого вплоть до последнего (I 7, 31. 7—10 — цифры после запятой указывают страницы и строки издания Сафрэ—Вестеринка).В начале трактата (12,9. 8—19) Прокл излагает его замысел и план: прежде всего — все...
Философская Энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины