Поиск в словарях
Искать во всех

Китайская философия. Энциклопедический словарь - фацзан

 

Фацзан

фацзан

Сяньшоу. 643, Чанъ-ань (совр. Сиань, пров. Шэньси), 712.Третий патриарх и фактич. основатель буд. Хуаянь школы, систематизировавший ее учение и придавший ему самобытность. Род. в семье выходца из Хорезма, поэтому иногда именуется "Хорезмийцем Ф." (Канцзюй Ф.). Был учеником знаменитого переводчика и реформатора Фасян школы (См.

также Вэйши школа) Сюаньцзана, но позднее разошелся с ним во взглядах и резко полемизировал. Наибольшее влияние на Ф. оказал др. его учитель Чжиянь, второй патриарх Хуаянь. Большую часть жизни провел в столичных монастырях Юньхуасы и Дац-зяньфусы. Пользовался покровительством танского имп. двора, в особенности императрицы У Цзэтянь (У-хоу).

Получил офиц. титул "го и фа ши" ("единств, в гос-ве наставник Закона"). Осн. труды коммент. к "Хридайя сутре" (кит. "Божоболоми синь цзин" "Сутра сердца праджняпарамиты"), к "Ланкаватара сутре" ("Жу Лэнцзя цзин" "Сутра о вступлении на Ланку"), к "Махаяна шрадцхотпада шастре" ("Да чэн ци синь лунь" "Шастра о пробуждении веры в махаяну"), к "Аватамсака сутре" ("Хуа янь цзин""Сутра цветочной гирлянды") и краткий трактат ("Цзинь ши цзы чжан""Главы о золотом льве"), излагающий учение Ф.

и школы Хуаянь в целом.В основе философии Ф. лежит концепция универсальной причинной обусловленности (у цзинь юань ци, юань ци (2)). Все элементы универсума-дхармадхату (см. Фа цзе) как мира в его истинной реальности взаимозависимы и взаимообусловлены, что равнозначно взаимопроникновению всего сущего: единое включает многое, к-рое содержит в себе единое.

Отсюда тезис о тождестве единого и многого в "едином сознании" (и синь) как духовном субстрате универсума. Данная концепция находит выражение в двух доктринах: ли ши у ай ("беспрепятственное (взаимопроникновение) принципов и вещей/дел", см. Ли ши), осн. на махаянском постулате о тождестве нирваны (непань) и сансары (лунъхуэй); ши ши у ай ("беспрепятственное (взаимопроникновение) вещей/дел"). В результате Ф. создал учение, рассматривающее мир как единую систему взаимосвязанных и взаимосодержащих элементов, сняв оппозиции "единичное многое" (и -до) и "тождественноеотличное" (тун и). Ф., пересмотрев доктрину виджнянавады (см. Вэйши школа) о трех уровнях реальности, поставил уровень паратантры (и та ци син "зависимого бытия", "бытия, опирающегося на другое") выше абс. бытия паринишпанна (юань чэн). Для Ф. уровень паратантры как бы синтезирует в себе иллюзорный мир кажущихся самостоятельными множеств единич. "вещей/дел" (ши (3)) и мир единого бытия идеального "принципа" (ли (1)). Поэтому его реальность превосходит и первый, и второй уровни, будучи равной "единому сознанию" и дхар-макайе (фа шэнь "тело Закона", "тело Будды").Все известные Ф. буд. учения он подразделял на пять групп (у цзяо "пять учений"), а те, в свою очередь, на "десять школ" (ши цзя), установив иерархию их "истинности". Высшим и самым совершенным назван буддизм Хуаянь. Эта классификация была развита и усовершенствована Цзунми (8 9 вв.

). Филос. взгляды Ф., решающим образом воздействовав на формирование системы взглядов Хуаянь, оказали также влияние на учение Чань школы, а в 11 -12 вв.на филос. проблематику и терминологию неоконфуцианства.**Чжунго гудай чжумин чжэсюэцзя пинчжу-ань. Сюйбянь (Критич. биографии знаменитых философов древнего Китая. Дополнение). Кн. 3. Цзи-нань, 1982.

С. 3 44. См. также лит-ру к ст. Хуаянь школа.Е.А. Торчинов

Китайская философия. Энциклопедический словарь

2009

.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины