Поиск в словарях
Искать во всех

Китайская философия. Энциклопедический словарь - нумерология

 

Нумерология

нумерология

СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ"Учение о символах и числах", зап. "нумерология".В широком смысле универсальная теоретич. система, генетически производная от архаических познавательных, структур, прежде всего мантического классификационизма; играла в традиц. Китае роль наиболее общей формальной методологии филос.

и науч. знания, выступая в качестве функционального аналога формальной логики, не возникшей там как самостоятельная наука. В узком смысле одно из концептуальных оформлений указ, системы, созд. в пер. правления дин. Хань (3 в. до н.э.3 в. н.э.) гл. обр. усилиями комментаторов "Чжоу и", синтезировавших общеметодологич. принципы конфуцианства, даосизма и иньян цзя и связавших их с природными закономерностями, почерпнутыми в основном из астрономии, техники календарных расчетов и теории музыки.

С.ш. ч. с. строится на всеобъемлющем классификационизме и особом типе обобщениягенерализации (гун (1)), т.е. представлении класса объектов путем выделения из него самого характерного (ценного, главного и т.п.) объекта в качестве репрезентанта без абстрагирования свойств класса. Так, репрезентантом класса людей является царь, поэтому, напр.

, в разных списках "Дао дэ цзина" термины жэнь (1) ("человек") и ван (1) ("царь") взаимозаменимы при описании четвертого уровня бытия, следующего после дао, Неба и Земли (гл. 25).Фундамент С. ш. ч. с. составляют три типа нумерологич. построений, каждый из к-рых представлен в двух разновидностях: 1) "символы" (сян (1))-триграммы, гексаграммы; 2) "числа" (шу (1))-Хэ ту ("план (из Желтой) реки"), Ло шу (документ (из реки) Ло); 3) "символы и числа" -инь ян (темное и светлое), у син (1) ("пять элементов (фаз)").

Сама эта система нумерологизирована, поскольку основана на двух исходных нумерологич. числах 3 и 2. В ней также отражены все три гл. вида графич. символизации, использовавшиеся в традиц. кит. культуре: 1) "символы" геометрич. формы, схемы, рисунки, 2) "числа" цифры, 3) инь ян, у син (1)-иероглифы.Образующие С. ш. ч. с. элементы математич. и математикоподобные построения, т.

е. пространственные ("геометрич.") структуры и числовые ("арифметич.") комплексы, связаны друг с другом широким кругом связей: математич., символич., ассоциативных, фактуальных, эстетич., мнемонич., суггестивных и др. Так, приведены во взаимное соответствие члены фундаментальных нумерологич. пар: круг квадрат/прямоугольник, 3 2, Небо Земля, ян (1) -инь (1), Цянь Кунь (см. Гуа) и т.д. Всем важнейшим категориям С. ш. ч. с.тай и ("Великое единое"), лян и ("два образца"), сань цай ("три начала"), сы сян ("четыре символа"), у син (1) ("пять элементов"), ба гуа (восемь триграмм), Ло шу (магич. квадрат из чисел от 1 до 9), Хэ ту ("магич.

крест" из чисел от 1 до 10) и др.присуща как "арифметич.", так и "геометрич." ипостась. Онтология, базис этого тотального классификационизма осмыслялся с т. зр. общепринятого в кит. философии представления об органической ("телесной") целостности мироздания, однородные (тун лэй) элементы к-рого взаимодействуют по принципу резонанса.

Как и пифагорейство, С. ш. ч. с. может быть определено как учение о музыкально-числовой структуре космоса.В "Цзо чжуани" (Си-гун, 15-й г., 11-й мес. (645 до н.э.)) происхождение С.ш.ч.с. выведено из соединения двух древнейших (кон. 2 нач.

1 тыс. до н.э.) видов гадательной практики на панцирях черепах (бу) и с помощью стеблей тысячелистника (ши (7)). Результатами более древней и авторитетной практики бу были геометризированные и соотнесенные с пространственными координатами (странами света) мантич. фигуры, т.е. "символы" (сян (1)),первичные элементы С.ш.ч.с. Результатами появившейся позднее практики ши (7) являлись вероятностные комбинации стеблей, прототипа счетных палочек, т.

е. "числа" (шу (1)),вторичные элементы С.ш.ч.с. Первый и главный теоретич. синтез того и другого был осуществлен в каноне "Чжоу и" (8 4 в. до н.э.), основу к-рого составляют геометрич. символы (черты, триграммы, гексаграммы и др.), обладающие числовыми значениями и даже цифровыми обозначениями ("шесть" и "девять" названия двух типов черт). В указанном месте.

"Цзо чжуани" была также определена онтологизированная иерархия "символов" и "чисел": "Рождаются вещи, а затем возникают символы; вслед за символами возникает размножение; вслед за размножением возникают числа". Это положение получило методологич. формулировку в "Чжоу и", где при теоретич. движении в обратном направлении "за доведением до предела чисел следует установление символов Поднебесной" ("Си цы чжуань", I, 10), и нашло отражение в исходном математич.

каноне "Чжоу би": "Законы чисел исходят из круглого и квадратного". Однако позднее Шао Юн (11 в.) выдвинул противоположный тезис о первичности чисел: "Числа рождают символы".Особое развитие С.ш.ч.с. получило в пер. правления дин. Хань, обретя общепризнанный методологич. статус и подавив зачатки протологики, возникшие в учениях моистов (см.

Мо цзя) и "школы имен" (мин цзя). Венцом этого процесса стало создание трактатов "Цянь цзо ду" ("Проникающее измерение Творчества"), "Тай сюань цзин" ("Канон Великой тайны") Ян Сюна (1 в. до н.э.1 в. н.э.), "И линь" ("Лес перемен") Цзяо Гуна (1 в.) или Цуй Чжуаня (1 в. до н.э.1 в. н.э.). Развитие С. ш. ч. с. стало одним из факторов возникновения неоконфуцианства, в рамках к-рого ведущие нумерологич. учения создали Шао Юн и Цай Шэнь (11 12 вв.). Печать С. ш. ч. с. в той или иной мере лежит не только на всех гл. филос.-религ. учениях (конфуцианство, неоконфуцианство, даосизм, буддизм и др.

) и науч. дисциплинах (особенно математике, астрономии, хронометрии, топографии, медицине, алхимии), но и на лит-ре, искусстве и в целом культуре традиц. Китая.**Щуцкий Ю.К. Кит. классич. "Книга перемен". М., 1960, 1993; Кобзев А.И. Учение о символах и числах в кит. классич. философии. М., 1994; Чжу Бокунь. И сюэ чжэсюэ ши (История ицзинистской философии).

Кн. 1 -2. Пекин, 1986 91; Fung Yulan. A History of Chinese Philosophy. Vol. 2. Princ., 1953. P. 7 150, 454 76; Sherrill W.A., Chu W.K. An Anthology of I Ching. L., etc., 1977; Uu Da. I Ching Numerology. N.Y. etc., 1979; Walters D. The Alternative I Ching. Wellingborough (Northamptonshire), 1983.А.И. Кобзев

Китайская философия. Энциклопедический словарь

2009

.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины