Поиск в словарях
Искать во всех

Китайская философия. Энциклопедический словарь - принципы - дела/вещи

 

Принципы - дела/вещи

принципы - дела/вещи

Понятийная оппозиция, введенная мыслителем школы сюань сюэ Ван Би (3 в.) и впоследствии обозначившая осн. положение философии буд. Хуаянь школы о сущностном единстве абс. и феноменального бытия.В философии Хуаянь под "принципами" (ли (1)) понимается абс. субстанция, составляющая сущность всех дхарм (см. Фа (1), п. 2). Ли (1) отождествляется с универсальным "телом будды" (санскр. дхар-макайа, кит. фа шэнь), к-рое именуется также "принципом-телом будды" (ли фо шэнь), а восходящая к нему природа всех живых существ и мира в целом "основанной на принципе природой будды" (ли фо син). Под "делами/вещами" (ши (3)) подразумеваются все вещи и живые существа феноменального мира сансары (луньхуэй), т.е. "сущее".Исходя из махаянской доктрины единства сансары и нирваны (непань), философы школы Хуаянь (Душунь 6 7 вв., Фац-зан 7 8 вв., Цзунми 8 9 вв. и др.) выдвинули положение не только о субстанциальной общности ли (1) и ши (3), но и о "беспрепятственном (взаимопроникновении) принципов и дел/вещей" (Л.ш. у ай), к-рые содержат и обусловливают друг друга, составляя единство двух аспектов "единого сознания (будды)" (и синь). Это учение дополняется мыслителями Хуаянь положением о "беспрепятственном (взаимопроникновении) всех дел/вещей" (ши ши у ай). Оно обосновывается авторитетом инд.

"Гандавьюха сутры", входящей в "Аватамсака сутру" ("Хуаянь цзин"). Гл. "О вхождении в дхармадхату" (кит. "Жу фа цзе пинь") этой сутры гласит, что мир подобен волшебной сети из драгоценных камней, каждый из к-рых отражает в себе все прочие камни и сам бесконечно отражается в них. Доктрины "беспрепятственного (взаимопроникновения)" определяют специфику философии школы Хуаянь, постулирующей духовное единство мира как упорядоченного множества, каждый элемент к-рого включает в себя мир в целом.

Учение о Л.ш., содержащее элементы идеалистически понятой диалектики части и целого, единого и многого, является примером осмысления доктрин инд. буддизма в категориях традиц. кит. философии.**Янгутов Л.Е. Филос. учение школы Хуаянь. Новосиб., 1982; Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987. С. 238 45; Chang G.C.C. The Buddhist Teaching of Totality. The Philosophy of Hwa-Yen Buddhism. University Park, 1971.

Китайская философия. Энциклопедический словарь

2009

.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины