Поиск в словарях
Искать во всех

Китайская философия. Энциклопедический словарь - совершенная мудрость

 

Совершенная мудрость

совершенная мудрость

ШЭН (1) "Совершенная мудрость", "совершенномудрый".Традиц. для кит. культуры обозначение высшей степени интеллектуально-нравственного и духовного совершенства, реализуемого гл. обр. в способности к идеальному правлению. Понятие Ш. фигурирует в словосочетаниях Ш. сянь ("совершенномудрый и достойный"), Ш. жэнь ("совершенномудрый").

Согласно Конфуцию ("Лунь юй", гл. "Цзы Хань"), "совершенномудрыми" были полумифич. и историч. правители древности Яо (традиц. версия 2356 2255 до н.э.), Шунь (2255 2205 до н.э), Юй (считается основателем дин. Ся, 2205 2197 до н.э.), Тан (Чэн Тан, основатель дин. Шан, 1766 1753 до н.э.), Вэнь-ван, У-ван и Чжоу-гун (основатели дин. Чжоу, 12 11 вв. до н.э.). Согласно взглядам Мо Ди и его школы, "совершенномудрые" установили принципы жизни социума и создали ин-т гос-ва, дабы покончить со "звериным" образом жизни людей; поэтому "почитание совершенномуд-рых" является одним из 10 гл.

принципов учения Мо Ди. Мэн Кэ (4 3 вв. до н.э.) находил отд. качества "совершенной мудрости" у нек-рых историч. героев и причислил к "совершеннемудрым всех времен" Конфуция. Впоследствии конф. традиция отнесла к "совершенномудрым" и Мэн Кэ. Легист Хань Фэй (3 в. до н.э.) в противовес конф. толкованию "совершенной мудрости" назвал "новыми совершенномудрыми" реформаторов, опирающихся гл.

обр. на собств. разум, совершенствующих и обновляющих древнее наследие, отвергающих неизменность законоположений и занимающихся исключительно вопросами управления. В раннем конфуцианстве "совершенная", т.е. высшая, мудрость считалась, в русле учения Конфуция, врожденной. Сюнь Куан (4 3 вв. до н.э.), по-видимому, впервые определил "совершенномудрого человека" (Ш. жэнь) как "скопившего (все результаты) своих устремлений", т.е. подразумевал под "совершенной мудростью" итог самосовершенствования. В даос, традиции преобладало мнение, что истинная "совершенная мудрость" предполагает "отказ от совершенной мудрости и отбрасывание разумности", следование "недеянию" (у вэй (1), см. Вэй (1)) и бесстрастию.Если в раннеконф. традиции понятие Ш. относилось исключительно к идеалу правителя, то в неоконфуцианстве оно было сближено с понятием цзюнь цзы ("благородный (совершенный) муж, к-рого Конфуций ставил ниже "совершенномудрого"), что подразумевало возможность достижения высот этого идеала "средним" человеком в результате самосовершенствования.

Китайская философия. Энциклопедический словарь

2009

.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины