История философии - dаs маn
Dаs маn
dаs маn
(нем. Man неопределенно-личное местоимение) понятие, введенное в 'Бытии и Времени' Хайдеггера (1927) при анализе неподлинного существования человека. Хайдеггер отмечает, что существует такая озабоченность настоящим, которая превращает человеческую жизнь в 'боязливые хлопоты', в прозябание повседневности. Основная черта подобной заботы ее нацеленность (как практически-деятельного, так и теоретического моментов) на наличные предметы, на преобразование мира. С одной стороны, сама эта нацеленность анонимна и безлика, с другой она погружает человека в безличный мир (М.), где все анонимно.В этом мире нет и не может быть субъектов действия, здесь никто ничего не решает, и поэтому не несет никакой ответственности. Анонимность М. 'подсказывает' человеку отказаться от своей свободы (толпа как выразитель М. не принимает осмысленных решений и не несет ни за что ответственности) и перестать быть самим собой, стать 'как все'.
Мир М. строится на практике отчуждения; в этом мире все 'другие', даже по отношению к самому себе человек является 'другим'; личность умирает, индивидуальность растворяется в усредненности. 'Мы наслаждаемся и забавляемся, как наслаждаются; мы читаем, смотрим и судим о литературе и искусстве, как видят и судят; мы удаляемся от 'толпы', как удаляются; мы находим 'возмутительным' то, что находят возмутительным'. Главная характеристика мира повседневности это стремление удержаться в наличном, в настоящем, избежать предстоящего, т.е. смерти. Сознание человека здесь не в состоянии отнести смерть (конечность, временность) к самому себе. Для повседневности смерть это всегда смерть других, всегда отстранение от смерти.Это приводит к размытости сознания, к невозможности обнаружить и достичь своей собственной сущности (самости). Повседневный способ бытия характеризуется бессодержательным говорением, любопытством и двусмысленностью, которые формируют 'обреченность миру', растворение в совместном бытии, в среднем. Попытка вырваться из беспочвенности М.
, прояснить условия и возможности своего существования, может осуществляться лишь благодаря совести, которая вызывает существо человека из потерянности в анонимном, призывает человека к 'собственной способности быть самостью'. .Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
ДАС МАН (das man) (нем. man неопределенно-личное местоимение) понятие, введенное в "Бытии и Времени" Хайдеггера (1927) при анализе неподлинного существования человека. Хай-деггер отмечает, что существует такая озабоченность настоящим, которая превращает человеческую жизнь в "боязливые хлопоты", в прозябание повседневности. Основная черта подобной заботы ее нацеленность (как практически-деятельного, так и теоретического моментов) на наличные предметы, на преобразование мира. С одной стороны, сама эта нацеленность анонимна и безлика, с другой она погружает человека в безличный мир (М.), где все анонимно. В этом мире нет и не может быть субъектов действия, здесь никто ничего не решает, и поэтому не несет никакой ответственности. Анонимность М. "подсказывает" человеку отказаться от своей свободы (толпа как выразитель М. не принимает осмысленных решений и не несет ни за что ответственности) и перестать быть самим собой, стать "как все". Мир М. строится на практике отчуждения; в этом мире все "другие", даже по отношению к самому себе человек является "другим"; личность умирает, индивидуальность растворяется в усредненно-сти. "Мы...Новейший философский словарь
Вопрос-ответ:
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 448 | |
2 | 421 | |
3 | 415 | |
4 | 414 | |
5 | 386 | |
6 | 374 | |
7 | 371 | |
8 | 367 | |
9 | 360 | |
10 | 354 | |
11 | 353 | |
12 | 348 | |
13 | 347 | |
14 | 335 | |
15 | 334 | |
16 | 324 | |
17 | 323 | |
18 | 323 | |
19 | 316 | |
20 | 310 |