История философии - дополнительность
Дополнительность
ДЕКОНСТРУКЦИЯ) преодоление метафизических терминов 'начало', 'первопричина', 'присутствие' концепция Д. полагает конституирование начала как такового (читай: 'присутствия' А.Г.) неизбывно зависимым от процедуры всегда-пред-данного замещения его иным началом. Д. есть 'пространство повторения-замещения отсутствия' (Деррида). Разрывая и задерживая присутствие, подвергая его отсрочке и разделению, Д.
, таким образом, выступает как операция различения (см. DIFFERANCE), призванная в статусе 'неразрешимости' раскрыть характер различия между началом и его 'дополнением'. По-видимому, главную роль в данной схеме Деррида исполняет понятие 'дополнение'. В то же время обязательной установкой языковых игр всей его философии выступает преодоление изначальной самонеполноты внешне самодостаточных терминов, понятий и явлений.
Принцип Д. предполагает, таким образом, насущную необходимость осуществления самого-по-себе-дополняющего составного репертуара определенного различения, адресованного 'самодостаточному' понятию 'дополнение', восполняющему тем самым собственную неполноту. Д. являет собой в данном контексте нечто, предпосланное дополнению (естественно, не в строго бытийном плане): согласно Деррида, Д.
'как структура' и есть 'изначальное'. То же, 'что дополняется', по мысли Деррида, есть 'ничто, поскольку как внешнее дополняется к некоторому полному присутствию'. Являясь новаторской моделью парадигмальной эволюции философии Другого концепция Д. сопряжена с идеями 'Differance' и следа (см. След); в то же время в отличие от последних Д. указывает не на необходимость отсылки к Другому, а на обязательность его дополнения.
По Деррида, '...описание этого дополнения обнаруживает в природе врожденный недостаток: природа должна быть завершена-дополнена образованием, чтобы в действительности стать тем, что она есть: правильное образование необходимо для человеческой природы, чтобы она могла проявиться в своей истинности. Логика дополнительности, таким образом, хотя и рассматривает природу как первичное условие, как полноту, которая существует с самого начала, но в то же время обнаруживает внутри природы врожденный недостаток или некое отсутствие, в результате чего образование... также становится существенным условием того, что оно дополняет'.
В философии Деррида традиционно усматривают два взаимосвязанных смысла понятия и принципа Д. как одного означающего, существование которых обусловливается различными ракурсами сопряженных истолкований природы мира. Д. трактуется: 1) как 'нечто', что дополняется посредством 'прибавки', 'дополнения', 'сложения' пары принципов или понятий как самодостаточных целых: 'Д.
кумулирует и аккумулирует присутствие' (Деррида); 2) как то, что 'до-полняет', 'доводит до полноты', 'восполняет недостаток', 'замещает место': '... дополнение еще и замещает. Оно прибавляется только для того, чтобы произвести замену. Оно вторгается и проникает в чье-то место: если оно что-то и дополняет, то это происходит как бы в пустоте.
Являясь возмещающим и замещающим элементом, дополнение представляет собой заменитель, подчиненную инстанцию, которая занимает место. Как заменитель, оно не просто добавляется к позитивности присутствия, оно не производит никакого облегчения, его место обозначено в структуре пустотой'. Принцип Д. тем самым конституирует структурную характеристику дополнения, согласно которой последнее есть нечто, существующее вне системы, за пределами системы; эта система же, для того чтобы быть замещенным дополнением, должна быть чем-то иным, отличным по сравнению с ним.
Дополнение, по Деррида, не предшествует началу, а занимает место отсутствующего начала: а) когда будто бы 'извне' некая полнота прибавляется к другой полноте; б) когда осуществляется дополнение, замещение, занятие пустоты место дополнения атрибутивно отмечается в структуре самого начала.С точки зрения Деррида, настоятельно необходимо 'признать, что некоторое дополнение существует в самом начале': начала это всегда суть дополнения, возмещающие еще-более-начальное отсутствие полноты. 'Начало' у Деррида неизбывно различено, инфицировано, артикулировано и 'почато'. При этом собственно дополнение в качестве 'дополнения начала', согласно Деррида, имманентно неполно, не соразмерно поставленной задаче, ибо оно нечто теряет в процессе занятия места и возмещения отсутствия.
Природа дополнения, по мысли Деррида, амбивалентна: оно 'избыточно' постольку, поскольку компенсирует недостаток, изъян начала; оно при этом и само нуждается в определенном 'возмещении'. По логике Деррида в рамках его понимания Д. как своеобразного /очень условно А.Г./ 'посредника' бессмысленно рассуждать о некой тождественности начала и дополнения: данному началу требуется некоторое дополнение только в целях некоторого дополнения иного начала и т.
д. Порождение ощущения 'именно той вещи, чье появление она все время задерживает' (Деррида), и обусловлено бесконечной игрой беспредельной цепочки дополнений-замещений. .См. в других словарях
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 449 | |
2 | 423 | |
3 | 417 | |
4 | 416 | |
5 | 386 | |
6 | 375 | |
7 | 372 | |
8 | 369 | |
9 | 361 | |
10 | 357 | |
11 | 356 | |
12 | 350 | |
13 | 348 | |
14 | 336 | |
15 | 334 | |
16 | 327 | |
17 | 325 | |
18 | 323 | |
19 | 317 | |
20 | 310 |