История философии - фромм
Фромм
(Fromm) Эрих (1900-1980) немецко-американский философ, психолог, социолог. Один из основателей и главный представитель неофрейдизма. В 1922 получил в Гейдельбергском университете степень доктора философии. В 1923-1924 прошел курс психоанализа в Психоаналитическом институте в Берлине. С 1925 занимался психоаналитической практикой. В 1929-1932 сотрудник Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, руководитель отдела социальной психологии.
В 1933 эмигрировал в США. Работал в Институте социальных исследований в Нью-Йорке, в Институте психиатрии им. У.Уайта, преподавал в Колумбийском и Иельском университетах. Основал и возглавлял Институт психоанализа при Национальном университете в Мехико. С 1974 жил в Швейцарии. Основные сочинения: 'Бегство от свободы' (1941), 'Человек для себя' (1947), 'Здоровое общество' (1955), 'Искусство любить' (1956), 'Дзен-буддизм и психоанализ' (1960), 'Концепция человека у Маркса' (1961), 'Из плена иллюзий' (1962), 'Сердце человека' (1964), 'Революция надежды' (1968), 'Анатомия человеческой деструктивности' (1973), 'Иметь или быть?' (1976) и др.
Концептуальными истоками творчества Ф. являлись идеи Фрейда, Маркса (главным образом 'раннего'), а также буддизм, труды Спинозы, Ницше и др. Ф., акцентируя внимание на проблеме человека, стремился к комплексному рассмотрению ее биологических, социальных и экзистенциальных аспектов. Человек как биологический вид, по Ф., является представителем приматов, возникающим в тот момент, когда детерминация поведения инстинктами достигает минимума, а развитие мозга максимума. Человеку присущи специфические свойства, отличающие его от животного: разум, самосознание и воображение.Их возникновение порождает ситуацию неопределенности, осознание своей отдельности, одиночества. Это осознание, по мнению Ф., становится источником тревоги, вины и стыда. Разрушение гармонии дочеловеческого существования определяет человеческую природу (натуру). По Ф., человеческая природа не может быть рассмотрена ни как биологически обусловленная сумма желаний, ни как безжизненный слепок с матрицы социальных условий; она не является ни неизменной, ни безгранично пластичной: Ф.
утверждает, что человеческая природа есть результат исторической эволюции в синтезе с определенными врожденными механизмами и законами. Разрыв единства с природой, жажда обретения новой гармонии взамен утраченной порождают экзистенциальные дихотомии (неразрешимые противоречия человеческого существования): между жизнью человека и его смертностью, между человеческими возможностями и пределами их реализации.
Кроме того, Ф. указывал на наличие исторических дихотомий противоречий индивидуальной и социальной жизни, не являющихся имманентными для человеческого существования, а исторически обусловленных и в принципе разрешимых. Примером исторической дихотомии является, по Ф., институт рабства в Древней Греции. Физиологически обусловленные потребности, вытекающие из необходимости обеспечения биологического выживания, требуют, согласно Ф.
, удовлетворения при любых условиях и в этом смысле являются первичным мотивом человеческого поведения. Уникальность человеческого положения состоит в том, что удовлетворения потребностей недостаточно не только для счастья, но даже для психического здоровья. Потребности, порождаемые дисгармонией человеческого существования, выходят далеко за пределы животных потребностей.Их выражением является стремление восстановить единство человека с миром. По мнению Ф., источником всех движущих человеком сил, всех его страстей, аффектов, стремлений является необходимость постоянного разрешения противоречий своего существования и поиска все более высоких форм единства с природой, с другими людьми и самим собой.
Независимо от удовлетворения животных потребностей актуализируются специфически человеческие потребности. В работе 'Здоровое общество' Ф. дает следующую их классификацию: 1 ) Потребность в приобщенности (необходимость преодолеть одиночество, отделенность, изолированность). Конструктивным путем ее удовлетворения является любовь; при невозможности его реализации возникают паллиативные формы в виде 'симбиоза' в подчинении или овладении.Предметом 'симбиоза' могут являться люди или внешние силы. Полная неудача в обретении приобщенности выражается в нарциссизме патологической фиксированности на себе, неспособности к установлению связей с окружающим миром и его объективному восприятию. 2) Потребность в преодолении ограниченности собственного существования.
Неудовлетворенность человека собственным положением случайного. пассивного, бессильного создания порождает стремление стать 'творцом', быть созидательно активным. Негативным вариантом удовлетворения этой потребности является разрушительность, стремление к самоутверждению в деструкции. 3) Потребность в укорененности и братстве.
Разрыв естественных связей, невозможность возврата к доиндивидуальному существованию вынуждают каждого взрослого человека к поиску помощи, близких межличностных отношений, защиты. Оборотной стороной этой потребности является 'инцест', трактуемый Ф. как некритическая связанность индивида с общностью: семьей, родом, государством, церковью.
В современных обществах, по мысли Ф., распространены такие формы 'инцестуальной связи', как национализм и квазипатриотизм. 4) Потребность в чувстве тождественности. Человек, с его разумом и воображением, нуждается в представлении о самом себе, в способности почувствовать себя субъектом своих действий, в обретении индивидуальности.
Отсутствие подлинно индивидуального чувства тождественности компенсируется его заменителями, которыми являются чувства принадлежности к нации, религии, социальному классу, роду занятий. В этом случае имеет место, по Ф., 'стадная' идентичность, при которой чувство тождественности покоится на чувстве безусловной принадлежности к толпе.5) Потребность в системе ориентации и потребность в поклонении. Их основой является неопределенность человеческой ситуации и необходимость в силу этого сформулировать систему координат для организации восприятия мира, интеграции усилий и осмысления жизни. Ответами на эти потребности могут быть различные теистические и нетеистические системы.
В таких системах, по мнению Ф., значимы не их формальные аспекты (догматы, вероучение и т.д.), а глубинные личностные мотивации. Рациональные системы стимулируют развитие зрелой, разумной, созидательно активной личности; иррациональные же поощряют непродуктивные черты характера и удовлетворяют соответствующие 'религиозные' потребности.
По Ф., специфически человеческим (экзистенциальным) потребностям отвечают произрастающие из характера страсти (потребность в любви, нежности, свободе, разрушении, садизм, мазохизм, жажда собственности и власти). Ф. трактует характер как замену для слаборазвитых у человека инстинктов. Характер определяется им как относительно стабильная система всех неинстинктивных стремлений, через которые человек соотносится с природным и человеческим миром.
Коренящиеся в характере страсти и влечения, будучи категориями биосоциальными, историческими (в отличие от физиологически обусловленных инстинктов биологической природной категории), не служат физическому выживанию, но обладают иногда даже большей, чем инстинкты, мотивирующей силой. Экзистенциальные потребности у всех людей одинаковы, но в то же время индивиды и группы различны по преобладающим страстям.
Это различие, по мнению Ф., в значительной степени зависит от социальных условий, влияющих на биологически заданную экзистенциальную ситуацию и соответствующие ей потребности. Характер позволяет человеку действовать последовательно и 'разумно' (целенаправленно), а также задает возможность его приспособления к обществу.В то же время каждое общество для своего устойчивого существования нуждается в соответствии характеров своих членов социоэкономической ситуации. Приспособление индивида к обществу первоначально происходит в семье 'психическом посреднике' общества транслирующей нормы и ценности данной культуры от родителей к детям. По мнению Ф.
, факт сходства значимых черт характера у членов одной культуры, позволяет говорить о 'социальном характере', формирующемся под влиянием социально-экономической структуры общества. Ф. определяет 'социальный характер' как основное ядро структуры характеров большинства членов группы, развившееся как результат фундаментального опыта и образа жизни, общего для данной группы.
'Социальный характер' является, по мнению Ф., основным элементом в функционировании общества и в то же время 'приводным ремнем' между экономическим базисом и идеями, господствующими в обществе. С одной стороны, 'социальный характер' направляет поведение индивидов в соответствующем потребностям общества направлении. С другой стороны, он делает такое поведение нормой и формирует его внутреннюю мотивацию, зачастую неосознаваемую.Таким образом, благодаря 'социальному характеру' человек хочет делать то, что он должен делать. В то же время, как полагал Ф., несоответствие 'социального характера' изменившимся социально-экономическим реалиям делает его дисфункциональным элементом общества. Ф. полагает все существовавшие в истории типы обществ не отвечающими подлинным нуждам человека.
Репрессивность общества проявляется, по его мысли, в манипуляции сознанием, а также в вытеснении в бессознательное нежелательных с социальной точки зрения устремлений как негативных, так и позитивных. В связи с этим Ф. говорит о 'социальном бессознательном', обусловленном действием 'социального фильтра'. В 'социальный фильтр', согласно Ф.
, входят язык, присущая данному обществу логика мышления и социальные запреты 'табу'. Всякое побуждение или мысль допускается в сознание только по прохождении 'социального фильтра'. Соответственно, символику бессознательного Ф.связывает с социокультурно заданными внутрипсихическими конфликтами. Целью спасительной для людей психоаналитической терапии становится, согласно Ф., 'дерепрессия' осознание позитивных человеческих потенций и достижение их баланса с социальной дееспособностью. Гуманистическая концепция Ф. сыграла значимую роль в становлении комплекса идей, идеалов и подходов гуманизма эпохи постиндустриальной цивилизации.
(см. также АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕСТРУКТИВНОСТИ (ФРОММ), БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ (ФРОММ), ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ (ФРОММ), ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ (ФРОММ).) .См. в других словарях
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 448 | |
2 | 421 | |
3 | 415 | |
4 | 414 | |
5 | 386 | |
6 | 374 | |
7 | 371 | |
8 | 367 | |
9 | 360 | |
10 | 354 | |
11 | 353 | |
12 | 348 | |
13 | 347 | |
14 | 335 | |
15 | 334 | |
16 | 324 | |
17 | 323 | |
18 | 323 | |
19 | 316 | |
20 | 310 |