Поиск в словарях
Искать во всех

История философии - гельвеции

Гельвеции

гельвеции

(Helvetius) Клод Адриан (17151771) французский философ, крупнейший представитель французского Просвещения и школы французского материализма, идеолог революционной французской буржуазии 18 в. Основные сочинения: 'Об уме' (1758, в 1759 сожжено по распоряжению парламента как представляющее опасность для государства и религии), 'О человеке, его умственных способностях и его воспитании' (1769, издано в 1773) и др.

Г. разработал весьма динамичную философскую картину мира: природа, частью которой является человек, существует вечно и имеет основание в себе самой; в ней все находится в движении и развитии; все рождается, растет и погибает; все переходит из одного состояния в другое. Ничто во времени и пространстве не предшествует материи. Г. обосновывал единство материи и движения, материи и сознания. Вместе с тем, в отличие от Дидро, считал, что материя лишь на определенном этапе своего развития и организации обретает способность ощущения. Г. отвергал не только теизм, но и деизм вольтеровского толка.

В классической традиции Просвещения корни идеи сверхъестественного и религии Г. искал в темноте и невежестве людей, в чувстве страха смерти, в организованном обмане одних людей другими. Вопрос о познаваемости мира Г. решал с позиций материалистического сенсуализма, являясь противником агностицизма. Принцип материалистического сенсуализма Г.

использовал в объяснении общества и человека. Человек, по Г., природное существо, наделенное чувствами, сознанием, страстями, и является основой общества. Из чувственной природы человека Г. выводил движущее начало общественной жизни принцип эгоизма, себялюбия. Идея Г. о том, что в деятельности людей, направленной на самосохранение и приобретение жизненных благ, следует искать ключ к объяснению социальных процессов, была теоретически перспективной для своего времени.

Г. утверждал равенство природных умственных способностей людей всех рас и национальностей. Причину неравенства умов видел в различном воспитании и различных условиях жизни. Будущее общество Г. представлял свободным от сословного деления и сословного неравенства. Был открытым Противником феодальных устоев. Деятельность Г. сыграла значительную роль в духовной подготовке Великой французской революции 18 в.

.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ГЕЛЬВЕЦИИ (Helvetius) Клод Адриан (1715-1771) французский философ, крупнейший представитель французского Просвещения и школы французского материализма, идеолог революционной французской буржуазии 18 в. Основные сочинения: "Об уме" (1758, в 1759 сожжено по распоряжению парламента как представляющее опасность для государства и религии), "О человеке, его умственных способностях и его воспитании" (1769, издано в 1773) и др. Г. разработал весьма динамичную философскую картину мира: природа, частью которой является человек, существует вечно и имеет основание в себе самой; в ней все находится в движении и развитии; все рождается, растет и погибает; все переходит из одного состояния в другое. Ничто во времени и пространстве не предшествует материи. Г. обосновывал единство материи и движения, материи и сознания. Вместе с тем, в отличие от Дидро, считал, что материя лишь на определенном этапе своего развития и организации обретает способность ощущения. Г. отвергал не только теизм, но и деизм вольтеровского толка. Г. блистательный и остроумный критик религиозных заблуждений. В классической традиции Просвещения корни идеи сверхъестественного и...
Новейший философский словарь
2.
  ГЕЛЬВЕЦИИ ГЕЛЬВЕЦИИ (Helvetius)Клод Адриан (род. 31 янв. 1715, Париж – ум. 25 янв. 1771, там же) – франц. философ и Психолог. Выводил потребности, страсти, идеи, суждения, поступки и общительность человека из его чувственной способности ощущения (sensibilite). «Человек – это машина, которая, будучи приведена в движение чувственными ощущениями, должна совершить все, что она совершает». В чувственных ощущениях – голоде, жажде и т. д. – нужно искать причину, заставляющую людей обрабатывать землю, объединяться в общество и заключать между собой договоры, соблюдение которых делает их «справедливыми», а нарушение – «несправедливыми». Мотивом всей деятельности является себялюбие (interet) человека; поэтому проповедь морали ничего не дает. Лучший законодатель – тот, кто может уничтожить разделение общественных и частных интересов. Осн. труд Гельвеция «Об уме» (Париж, 1758, на рус. язык переведен в 1938), для написания которого побудительным поводом послужила работа Локка «Опыт о человеческом разуме», в 1759 был сожжен по распоряжению парламента как представляющий опасность для государства и религии. Посмертно вышла работа «О человеке, его умственных...
Философская Энциклопедия

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины