Поиск в словарях
Искать во всех

История философии - имманентный

Имманентный

имманентный
(лат. immanens пребывающий внутри) понятие, обозначающее свойство, внутренне присущее предмету, процессу или явлению; то, что пребывает в самом себе, не переходя в нечто чуждое, не трансцендируя. Метод исследования, определяемый исключительно самим его предметом, равно как и критика системы идей на основе ее собственных посылок, являются И. У Канта И. противоположно трансцендентному. В гносеологии Канта сфера законного (И.) применения разума ограничена миром явлений, данным в опыте. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ИММАНЕНТНЫЙ (лат. immanens пребывающий внутри) понятие, обозначающее свойство, внутренне присущее предмету, процессу или явлению; то, что пребывает в самом себе, не переходя в нечто чуждое, не трансцендируя. Метод исследования, определяемый исключительно самим его предметом, равно как и критика системы идей на основе ее собственных посылок являются И. У Канта И. противоположено трансцендентному. В гносеологии Канта сфера законного (И.) применения разума ограничена миром явлений, данным в опыте. ...
Новейший философский словарь
2.
  ИММАНЕНТНЫЙ ИММАНЕНТНЫЙ (от лат. immanens, род. п. immanentis — пребывающий в ч.-л., свойственный ч.-л.) — понятие, означающее внутренне присущее к.-л. предмету, явлению, процессу то или иное свойство. У И. Канта И. есть основанное на опыте, эмпирическое (остающееся внутри границ возможного опыта) как противоположное неэмпирическому, или трансцендентному. В современной метафизике и теологии имманентность указывает на наличие чего-то (сущности, бытия, силы и т.п.) в противоположность его отсутствию. Согласно пантеизму сущность Бога, или Абсолюта, полностью имманентна миру, т.е. является идентичной ему. С т.зр. деизма Бог стоит вне мира, трансцендентен ему. И., в смысле пребывающими в себе и не переходящими в нечто чуждое, не трансцендирующими, могут быть названы, напр., метод, определяющийся самим предметом исследования, критика, обсуждающая идею или систему идей на основе ее собственных предпосылок, и т.п.В И. философии (В. Шуппе, И. Ремке) объект познания выступает как внутреннее содержание сознания. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. ...
Философская Энциклопедия
3.
  (лат. immanens — пребывающий внутри) — понятие, обозначающее свойство, внутренне присущее предмету, процессу или явлению; то, что пребывает в самом себе, не переходя в нечто чуждое, не трансцендируя. Метод исследования, определяемый исключительно самим его предметом, равно как и критика системы идей на основе ее собственных посылок, являются И. У Канта И. — противоположно трансцендентному. В гносеологии Канта сфера законного (И.) применения разума ограничена миром явлений, данным в опыте. A.A. Грицанов ...
Философский словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины