История философии - иначе чем быть или по ту сторону сущности
Иначе чем быть или по ту сторону сущности
Только такое 'аутентичное Я' способно выйти на-встречу Другому, имманентно трансцендентному. Трансцендирование как человеческая способность 'обнаруживается не в отношении человека к миру или к самому себе, а в его способности общения с 'другим', с иной субъективностью' (И.С.Вдовина). В своей работе Левинас отрицает онтологическую свободу хайдеггеровского Dasein как одно из оснований насилия.
Оппонент Хайдеггера предлагает собственное понимание свободы, тематизируя его на уровне свободы Другого и собственной свободы. Непосредственная близость Другого инициирует состояние экстаза 'навязчивой идеи', которое, тем не менее, не является 'эйфорией безумия', хотя содержит ее в зародышевом состоянии. Данный исток безумия никогда не должен 'взрываться страхом', ибо атмосферу диалогического пространства заполняет Доброта (la Bonte).
Доброта не является ни идеей, ни принципом, ни интенцией желания. Левинас интерпретирует ее как 'след' (la trace) третьей личности, участвующей в этической коммуникации. Таинственное левинасовское третье в структуре диалогических отношений это, прежде всего, представленная в ситуации пограничной сотворенности личность Абсолюта, личность Бесконечного, бесконечность которого раскрывается структурой Добра.
'Истинная сущность человека, пишет Левинас, проявляется в его лице', в потенциальной способности облика являть человека именно как человеческое бытие в отличие от всякого предметного бытия. Отношение человека к человеку как отношение действительно человеческое возможно исключительно в отношении облика, а не в отношении абстрактного понятия 'человек', специфицируемого 'когитальностью'. Истинное 'отношение к лицу реализуется как добро'. Оценивая в работе собственную этическую концепцию как 'коперниканскую революцию в философии', Левинас идентифицирует ее со смыслом, который не детерминируется ни бытием, ни не-бытием, а, напротив, само бытие детерминируется смыслом', смыслом этической структуры реальности. .Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 450 | |
2 | 423 | |
3 | 417 | |
4 | 417 | |
5 | 386 | |
6 | 375 | |
7 | 372 | |
8 | 370 | |
9 | 361 | |
10 | 357 | |
11 | 356 | |
12 | 350 | |
13 | 348 | |
14 | 336 | |
15 | 334 | |
16 | 327 | |
17 | 325 | |
18 | 323 | |
19 | 317 | |
20 | 310 |