(6-5 вв. до н.э.) полулегендарный основатель даосизма, одного из наиболее значительных течений в философской мысли Китая; традиция называет его автором 'Дао дэ цзин' 'Книги о дао-пути и благой силе-дэ'. В фокусе даосской мысли (как и конфуцианства) находится тема 'дао-пути', которым следует идеальный человек, накапливая тем самым силу-добродетель 'дэ', упорядочивающую Поднебесную (общество). Однако конфуцианскому культуроцентризму даосизм противопоставляет 'следование естественности' ('цзы жань'): если основной отличительной чертой 'благородного мужа', рисуемого Конфуцием, выступает деятельная активность, организуемая церемониальными правилами 'ли', то 'совершенно-мудрый' у Л.
исповедует принцип 'недеяния' ('у вэй'), означающий отказ от всякого мобилизующего усилия, целенаправленного действия, нарушающего естественное течение дел. Соответственно, в отличие от преимущественно этико-политической трактовки 'дао' у Конфуция, Л. вел речь о вселенском 'дао' как общемировом естественном ритме событий. 'Дао' 'глубочайшие врата рождения, корень Неба и Земли' предшествует миру оформленных вещей ('ю') и относится Л.
к непроявленному бытию ('у'). Не имеющее никакой внешней определенности, оно отождествляется с пустотой, но это именно рождающая пустота, неисчерпаемая потенция любой конкретной формы. Понимание неизначальности всякой определенности инициирует диалектические идеи спонтанного изменения ('все сущее изменяется само собой') и взаимоперехода противоположностей ('превращение в противоположность движение дао').
Порождающее действие 'дао' изображено в 'Дао дэ цзин' в виде следующей последовательности: 'дао' рождает одно (частицы-'ци' как общемировой субстрат), одно рождает два (полярные начала 'инь' и 'ян'), два рождают три (великую триаду Небо Человек Земля), а три рождают все вещи. 'Дао' и 'дэ' в концепции Л. неразрывно связаны: 'дао' рождает вещи, 'дэ' взращивает-совершенствует их.
При этом в 'Дао дэ цзин' различаются высшее и низшее 'дэ'. Последнее связывается с конфуцианской стратегией культуротворческого усилия и совершения добрых дел на основе церемониальных предписаний 'ли'; в противоположность этому 'совершенно-мудрый', содержащий в себе высшее 'дэ', естественностью и гармоничностью подобен новорожденному.
Совершенномудрый, как и 'дао', 'действует недеянием', все создавая, ничего не присваивает и ни над чем не властвует. Только 'добродетель-дэ', основанная на дао, обладает гармонизирующей силой: если отступление от 'дао' ведет к смуте и гибели, то при сохранении 'дао' Небо и Земля сливаются в гармонии, а народ и без приказов успокаивается, возвращаясь к простоте и естественности жизни. Совершенномудрый, делая свое сердце бесстрастным и сохраняя покой, уподобляется вечному 'дао' вплоть до отождествления ('кто служит дао, тот тождествен дао'); с этим аспектом концепции 'Дао дэ цзин' связаны более поздние даосские поиски практических средств достижения физического бессмертия. .
ЛАО-ЦЗЫ (6-5 вв. до н.э.) полулегендарный основатель даосизма, одного из наиболее значительных течений в философской мысли Китая; традиция называет его автором "Дао дэ цзин" "Книги о дао-пути и благой силе-дэ". В фокусе даосской мысли (как и конфуцианства) находится тема "дао-пути", которым следует идеальный человек, накапливая тем самым силу-добродетель "дэ", упорядочивающую Поднебесную (общество). Однако конфуцианскому культуро-центризму даосизм противопоставляет "следование естественности" ("цзы жань"): если основной отличительной чертой "благородного мужа", рисуемого Конфуцием, выступает деятельная активность, организуемая церемониальными правилами "ли", то "совершенно-мудрый" у Л. исповедует принцип "недеяния" ("у вэй"), означающий отказ от всякого мобилизующего усилия, целенаправленного действия, нарушающего естественное течение дел. Соответственно, в отличие от преимущественно этико-политической трактовки "дао" у Конфуция, Л. вел речь о вселенском "дао" как общемировом естественном ритме событий. "Дао" "глубочайшие врата рождения, корень Неба и Земли" предшествует миру оформленных вещей ("ю") и относится Л. к...
ЛАО-ЦЗЫ ЛАО-ЦЗЫ («Старик-младенец», «Старый философ») (6— 5 вв. до н.э.) — др.-кит. легендарный основатель даосизма. Согласно «Ши цзи» («Историческим запискам») Сыма Цяня (145—87 до н.э.), Л.-ц. уроженец селения Цюйжэнь, волости Ли, уезда Ку, царства Чу, имел имя Эр, второе имя Дань, фамилию Ли, прожил якобы 160 или 200 лет, служил архивариусом при Чжо-уском дворе. Видя упадок царства Чжоу, удалился на Запад. При пересечении границы по просьбе начальника заставы написал трактат (первоначально назван «Лао-цзы», впоследствии — «Дао дэ цзин»), в котором изложил филос. основы учения, названного даосизмом.Даоский образ жизни (отшельничество, «молчание», «недеяние») сказался на гражданской биографии Л.-ц.: она сплошь состоит из легенд, поэтому в настоящее время реальность его личности подвергается сомнению. Однако отсутствие достоверных свидетельств о Л.-ц. возмещается изложением в «Дао дэ цзине» филос. автобиографии Л.-ц. Местом своего филос. рождения Л.-ц. называет вселенскую пустоту. Он овладевает знанием в неукоснительном следовании Великому Дао. На этом пути Л.-ц. обретает три нравственные драгоценности: милосердие, простоту и...
(6—5 вв. до н.э.) — полулегендарный основатель даосизма, одного из наиболее значительных течений в философской мысли Китая; традиция называет его автором "Дао дэ цзин" — "Книги о дао-пути и благой силе-дэ". В фокусе даосской мысли (как и конфуцианства) находится тема "дао-пути", которым следует идеальный человек, накапливая тем самым силу-добродетель "дэ", упорядочивающую Поднебесную (общество). Однако конфуцианскому культуроцентризму даосизм противопоставляет "следование естественности" ("цзы жань"): если основной отличительной чертой "благородного мужа", рисуемого Конфуцием, выступает деятельная активность, организуемая церемониальными правилами "ли", то "совершенно-мудрый" у Л. исповедует принцип "недеяния" ("у вэй"), означающий отказ от всякого мобилизующего усилия, целенаправленного действия, нарушающего естественное течение дел. Соответственно, в отличие от преимущественно этико-политической трактовки "дао" у Конфуция, Л. вел речь о вселенском "дао" как общемировом естественном ритме событий. "Дао" — "глубочайшие врата рождения, корень Неба и Земли" — предшествует миру оформленных вещей ("ю") и относится Л. к...