Поиск в словарях
Искать во всех

История философии - макиавелли

Макиавелли

макиавелли

(Machiavelli) Никколо ди Бернардо (1469-1527) итальянский мыслитель, политический деятель, историк и военный теоретик. Секретарь Совета десяти Флоренции (1498-1512), отвечавший за дипломатические связи республики. Основные сочинения: 'Государь' (1513, впервые опубликован в 1532), 'Рассуждения о первых десяти книгах Тита Ливия' (1516-1517), 'О военном искусстве' (1519-1521), 'История Флоренции' (1520-1525) и др.

Отдавая симпатии 'народу' (активным и зажиточным горожанам) в отличие от нелюбимых им городских низов, плебса и церковно-клерикальных кругов папского Рима, М. разрабатывал правила политического поведения людей и превозносил этику и мощь 'гордой' дохристианской Римской империи. С точки зрения М., наиболее жизнеспособными государствами в истории являлись те республики, граждане которых обладали максимально возможной степенью свободы, самостоятельно определяя собственную судьбу.

М. характеризовал самостоятельность, величие и мощь государства как идеал, для достижения которого политики должны использовать всевозможные средства, не думая о моральной стороне своих поступков и о гражданских свободах. М. ввел понятие 'государственный интерес' для выражения претензий государства на право не обращать внимания на законы, которые оно призвано гарантировать, в случае, если этого требуют т.

наз. 'высшие государственные интересы'. Целью действий правителя безусловно, т.обр., является успех, а не добродетельность или порочность. (Согласно М., 'правление заключается главным образом в том, чтобы твои подданные не могли и не желали причинить тебе вред, а это достигается тогда, когда ты лишишь их любой возможности как-нибудь тебе навредить или осыплешь их такими милостями, что с их стороны будет неразумием желать перемены участи'.

) 'Государь' М. это своеобычное технологическое руководство по захвату, удержанию и использованию государственной власти. Будучи сторонником республиканского устройства государства, М. не видел перспектив для него в масштабах всей Италии и советовал 'новому государю' 'по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла'.

Преступления, совершенные во имя Родины, по мнению М., это 'славные преступления'. С точки зрения М., 'ни один порядочный человек не упрекнет другого, если тот пытается защитить свою страну всеми возможными средствами'. При этом М. призывал уделять особое внимание 'общему благу' общенациональным интересам, ибо широкие народные массы при известных условиях мудрее любого государственного лидера.

(По М., истинная земная мудрость достижима посредством тщательного наблюдения за поступками людей и при помощи изучения истории.) Разделяя тезис христианства об изначальном зле человеческой природы, М. настаивал на целесообразности осуществления воспитательных функций в обществе государством, а не церковью. При этом М. был убежден, что максимам традиционных религии и морали не должно придаваться никакого значения, если они не в состоянии содействовать усилению потенциала благоустроенного социума.

Выступая в Древнем Риме как 'необходимейший инструмент поддержания цивилизованного государства', религия, согласно убеждению M., утратила эту функцию по мере насаждения христианством идеалов смирения и послушания: римскую этику самосохранения и самоутверждения М. ставил безусловно выше христианского идеала смирения. Основополагающей особенностью всякого общества М.

полагал борьбу и жестокую конкуренцию между людьми. По М., именно человеческий эгоизм и потребность в его насильственном обуздании породили государство как особый социальный институт: 'Добрые примеры порождаются добрым воспитанием, доброе воспитание хорошими законами, а хорошие законы теми самыми смутами, которые многими безрассудно осуждаются'. Стяжательство, по мнению М., это не только атрибут природы современных ему людей, но и неизбывный человеческий жребий: человек у М. 'скорее забудет убийство отца, нежели конфискацию наследуемого имущества'. Рассудительный государь поэтому может позволять себе убивать, но отнюдь не грабить.

Доблесть результативной преобразующей деятельности людей М. предлагал определять с помощью набора понятий virtu основополагающего достоинства удачливого правителя способности интеллекта и воли человека поступать бодро и динамично. М. считал, что одной частью собственной жизни мы можем распоряжаться самостоятельно, другая же удел факторов и сил, неподвластных нам.

Итогом этого является то обстоятельство, что одинаковые действия, осуществленные в разные времена, результируются принципиально разнокачественно. Счастливая фортуна, т.обр., гармония политического действия и окружающей эпохи. После замены республиканской администрации Флоренции тиранией Медичи М. был изгнан. М. испытал тюремное заключение, подвергался пыткам. Среди первых критиков М. были Кампанелла и Ж. Боден. В 1546 среди 'отцов' Тридентского собора был распространен мемориал, в котором было сказано, что 'Государь' написан рукой Сатаны'. В 1559 все сочинения М. были включены в первый 'Индекс запрещенных книг'. М. писал: 'Пусть судьба растопчет меня, я посмотрю, не станет ли ей стыдно'. (Самой известной попыткой литературного опровержения М. было сочинение Фридриха Великого 'Антимакиавелли', написанное в 1740; в нем отмечалось: 'Я дерзаю ныне выступить на защиту человечества от чудовища, которое желает его уничтожить; вооружившись разумом и справедливостью, я осмеливаюсь бросить вызов софистике и преступлению; и я излагаю свои размышления о 'Государе' Макиавелли главу за главой, чтобы после принятия отравы незамедлительно могло бы быть найдено и противоядие'.) В церкви Санта Кроче на могильном памятнике М. находится надпись: 'Никакая эпитафия не выразит всего величия этого имени'. Труды М. знаменовали начало нового этапа развития политической философии Запада: рефлексия над проблемами политики, по убеждению М., должна была перестать кореллироваться нормами богословия либо максимами нравственной философии. Произошел окончательный разрыв с мировоззрением св. Августина: все помыслы и все творчество М. увязывались с пафосом Града Человеческого, а не Града Божьего. Политика тем самым утвердила себя самое как самостоятельный объект исследования как искусство создания и усиления государственной власти. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  МАКИАВЕЛЛИ (Machiavelli) Никколо ди Бернардо (1469-1527) итальянский мыслитель, политический деятель, историк и военный теоретик. Секретарь Совета десяти Флоренции (1498-1512). Основные сочинения: "Государь" (1513, впервые опубликован в 1532), "Рассуждения о первых десяти книгах Тита Ливия" (1516-1517), "О военном искусстве" (1519-1520), "История Флоренции" (начата в 1520) и др. Отдавая симпатии "народу" (активным и зажиточным горожанам) в отличие от нелюбимых им городских низов, плебса и церковно-клерикальных кругов папского Рима, М. разрабатывал правила политического поведения людей и превозносил этику и мощь "гордой" дохристианской Римской империи. М. характеризовал самостоятельность, величие и мощь государства как идеал, для достижения которого политики должны использовать всевозможные средства, не думая о моральной стороне своих поступков и о гражданских свободах. М. ввел понятие "государственный интерес" для выражения претензий государства на право не обращать внимания на законы, которые оно призвано гарантировать, в случае, если этого требуют т.н. "высшие государственные интересы". Будучи сторонником республиканского устройства государства, М....
Новейший философский словарь
2.
  МАКИАВЕЛЛИ МАКИАВЕЛЛИ (Machiavelli) Никколо (1469—1527) — ит. общественный деятель, политический мыслитель, историк, военный теоретик. Род. в патрицианской, но обедневшей флорентийской семье. Во время восстановления республики во Флоренции играл достаточно видную роль в политической жизни, выполняя различные дипломатические поручения. После возвращения Медичи был удален отдел, что обеспечило ему досуг для занятия филос. трудами. Основные произведения М.: «Государь», «Рассуждения на I декаду Тита Ливия», «История Флоренции».Суть мировоззрения М. определяли два основных принципа: антропологический и политический реализм, стремление к объединению Италии.М. исходил из определенного понимания человеческой природы, которую он не считал ни однозначно доброй, ни однозначно злой. Однако политику следует, по его мнению, скорее исходить из того, что она зла. С именем М. связано возникновение реалистической политической философии, свободной от ханжеской христианской морали.Происхождение гос-ва М. объяснял не с религиозных позиций, а через необходимость примирения противоречий между людьми, движимыми эгоистическими побуждениями....
Философская Энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины