История философии - мальбранш
Мальбранш
, связанные с окказионалистской проблемой, приобретают в трактовке М. христианско-августинианское звучание. Утверждая принципиальную невозможность взаимодействия души и тела в силу их абсолютного разграничения, М. считал, что эти две субстанции имеют принципиально различную природу и потому под так называемой телесной причиной, или причиной волевого акта, следует понимать не что иное, как лишь 'повод' для истинно 'действующей' причины, т.
е. Бога, с помощью которого только и возможно такое взаимодействие. Таким образом, взаимосвязь тела и духа может быть, по М., объяснена как результат непрерывного непосредственного вмешательства божественной воли, понятого как чудо. В своей идеалистической интерпретации основных идей Декарта М. дошел до утверждения о невозможности естественного влияния не только тела на душу, но и тела на тело.В гносеологии М. различает четыре вида или пути познания объектов: познание бытия Бога через посредство самих вещей; познание материальных тел через идеи вещей; познание своей собственной души через так называемое внутреннее чувство и познание душ других людей и чистых духов через познание по аналогии. Согласно М., знания людей о своей душе и душах других людей, а также о Боге являются все же областью веры, а не разума, поэтому к ним не могут быть применены критерии ясности и отчетливости, как это возможно в знании о материальных вещах.
В толковании идей М. был близок к Платону, считая, что, созерцая последние, человек видит их в Боге; не Бог существует в мире, а мир в Боге. 'Все существует в Боге', 'Бог есть место духов' эти и подобные им высказывания М. были близки к спиритуализму, в то время как признание им 'материальных творений' придавало его учению пантеистическую окраску ('Бог находится повсюду в мире'). М. оказал большое влияние на Беркли, который довел до логического завершения ряд идей М., направив их на отрицание материальности как таковой. В 18 '. идеи М. были подвергнуты резкой критике со стороны английских материалистов-сенсуалистов, особенно Локка, и французских просветителей. .См. в других словарях
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 450 | |
2 | 423 | |
3 | 417 | |
4 | 417 | |
5 | 386 | |
6 | 375 | |
7 | 372 | |
8 | 370 | |
9 | 361 | |
10 | 357 | |
11 | 356 | |
12 | 350 | |
13 | 348 | |
14 | 336 | |
15 | 334 | |
16 | 328 | |
17 | 325 | |
18 | 323 | |
19 | 317 | |
20 | 310 |