Поиск в словарях
Искать во всех

История философии - мор

Мор

мор

(More) Томас (1478-1535, казнен по повелению Генриха VIII) английский юрист и философ. Лорд-канцлер (1529-1532). Главное философское сочинение об идеальном государстве 'Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия' (1516). (Дословно 'утопия' означает 'нигдея' место, которого нет).

В первой ее части М. живописует трагичный процесс обезземеливания английских крестьян, когда 'овцы поели людей'. Во второй части речь идет о небывалом, идеальном обществе, где нет частной и личной собственности, где все принадлежит всем, где все трудятся (не более 6 часов ежедневно), нет власти денег и денег вообще, а из золота и серебра утопийцы 'делают ночные горшки и всю подобную посуду для самых грязных надобностей'.

На первое место у М. выходит не совпадение личных и общественных интересов, а безусловное подчинение индивидуального общему. ('Главное и почти что единственное дело сифогрантов жителей Утопии заботиться и следить, чтобы никто не сидел в праздности', 'Цвет плащей на всем острове один и тот же естественный цвет шерсти'.) М. требовал отчуждения собственности индивидов в пользу государства, напоминающего государство Платона.

Именно частную собственность М. рассматривал как главную причину всех социальных бедствий: 'распределить все поровну и по справедливости, а также счастливо управлять делами человеческими невозможно иначе, как вовсе уничтожив собственность. Если же она останется, то у наибольшей и самой лучшей части людей навсегда останется страх, а также неизбежное бремя нищеты и забот'.

М. требовал религиозной веротерпимости, возможно меньшего количества догматов веры и передачу дела воспитания юношества духовенству. М. не слишком верил в возможность реального воплощения собственных предначертаний: 'Впрочем, я охотно признаю, что в государстве утопийцев есть очень много такого, чего нашим странам я скорее бы мог пожелать, нежели надеюсь, что это произойдет'.

Этими словами заканчивается текст 'Утопии' М. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  МОР (More) Томас (1478-1535, казнен по повелению Генриха VIII) английский юрист и философ. Лорд-канцлер (1529-1532). Главное философское сочинение об идеальном государстве "Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия" (1516). (Дословно "утопия" означает "нигдея" место, которого нет). В первой ее части М. живописует трагичный процесс обезземеливания английских крестьян, когда "овцы поели людей". Во второй части речь идет о небывалом, идеальном обществе, где нет частной и личной собственности, где все принадлежит всем, где все трудятся (не более 6 часов ежедневно), нет власти денег и денег вообще, а из золота и серебра утопийцы "делают ночные горшки и всю подобную посуду для самых грязных надобностей". На первое место у М. выходит не совпадение личных и общественных интересов, а безусловное подчинение индивидуального общему. ("Главное и почти что единственное дело сифогрантов жителей Утопии заботиться и следить, чтобы никто не сидел в праздности". "Цвет плащей на всем острове один и тот же естественный цвет шерсти"). М. требовал отчуждения собственности индивидов в...
Новейший философский словарь
2.
  МОР МОР (More) Томас (1478—1535) — англ. гуманист, писатель, государственный деятель. Окончил Оксфордский ун-т, где изучал право. Дружил с Эразмом Роттердамским, посвятившим М. свою «Похвалу Глупости», написанную в его доме. Находясь в оппозиции к Генриху VII, сделал блестящую политическую карьеру при Генрихе VIII, став сначала канцлером герцогства Ланкастерского (1525—1529), а затем и всей Англии (1529—1532). Будучи католиком и противником протестантской Реформы, отказался дать присягу королю как главе англиканской церкви, осудил его развод и был приговорен к смертной казни «за государственную измену». Главное соч. М. — «Утопия» (1516), в первой части которой содержится резкая критика внутренней политики Генриха VII, приведшей к росту нищеты и преступности, а также к бесполезному ужесточению судопроизводства. Вторая часть посвяшена описанию идеального строя фантастического острова Утопия («Нигдения»), где дан прообраз коммунистического устройства жизни: земля, орудия производства и продукты труда обобществлены, труд вменяется в обязанность всех граждан и считается почетным, допускается рабство, граждане-работники, разделенные на...
Философская Энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины