Поиск в словарях
Искать во всех

История философии - шестов лев

Шестов лев

шестов лев

Лев (Лев Исаакович Шварцман) (18661938) российский философ и литератор, представитель русского религиозно-философского возрождения начала 20 в. Свою философию в разное время определял как религиозную и экзистенциальную. В 1920 эмигрировал за границу. С 1921 в Париже, профессор в Сорбонне. Основные сочинения: 'Добро в изучении графа Толстого и Ф.

Ницше. (Философия и проповедь)' (1900), 'Достоевский и Ницше. Философия трагедии' (1903), 'Апофеоз беспочвенности (Опыт адогматического мышления)' (1905), 'Начала и концы' (1908), 'Potestas clavum' ('Власть ключей') (1923), 'Навлах Иова (Странствование по душам)' (1929) и др.

После его смерти изданы работы: 'Афины и Иерусалим' (1938), 'Киргегард и экзистенциальная философия (Глас вопиющего в пустыне)' (1939), 'Умозрение и откровение. (Религиозная философия Владимира Соловьева и др. статьи)' (1964), 'Sola fide Только верою. (Греческая и средневековая философия. Лютер и церковь)' (1966) и др. Творческая деятельность Ш. началась с ряда литературно-философских работ.

Исключительную роль в становлении философии Ш. сыграли, наряду с произведениями Шекспира, которого Ш. называл своим первым учителем философии, русская литература (прежде всего, в лице Достоевского и Толстого) и философия Ницше. Исходя из глубинного переживания трагичности человеческого существования, Ш. выступал непримиримым критиком рационализма, в силу своих основных предпосылок узаконивающего, по мнению Ш.

, человеческие страдания. Источник, порождающий ужасы жизни, Ш. усматривал в 'страшной власти' необходимости над человеческой жизнью. Наука, будучи воплощением разума, в своем стремлении упорядочить мир предстает у Ш. как поклонение необходимости и, соответственно, продуцирует принудительное знание, рационализированные истины которого служат орудием управления и господства. Ш. признавал за научными, т.е. логически доказуемыми истинами только ограниченное значение, в противном случае они сами (как орудия необходимости) ограничивают человека как свободное и творящее существо, в чем собственно и заключается, по Ш., призвание человека. Ш. призывал к освобождению от довлеющей власти самоочевидного, общепринятого, общеобязательного, или, говоря иначе, к 'беспочвенности', единственному, что дарует человеку ощущение полета. Системосозидающей установке философского разума Ш. противопоставил опыт 'адогматического' мышления, усматривающего истину 'в единичном, неповторяющемся, непонятном, всегда враждующем с объяснением' 'случайном', куда не распространяется власть разума.

Особую метафизическую значимость в философии Ш. обретают мгновения, связанные с 'порывистостью и свободной внезапностью творческого роста и делания', 'когда разум отказывает в своих услугах'. Именно в эти редкие мгновения, писал Ш., 'только наедине с собой, под покровом тайны индивидуального бытия... вспыхивают последние истины'.

Глубоко переживая иррациональное в бытии человека, Ш. подчеркивал невозможность ясного и отчетливого представления о великих тайнах мироздания, когда непредсказуемость, неожиданность, чудесность требуют отказа от самого усилия 'быть понятыми'. Философия для Ш. не 'строгая наука' (он горячо спорил с Гуссерлем по этому поводу), но 'борьба за невозможное', риск и дерзновение, стремление к неведомому; дело философов 'не в разрешении проблем, а в искусстве изображать жизнь как можно более таинственной и проблематической'.

Единственную возможность реализации свободы и творческой мощи человеческой личности Ш. находил в религиозном опыте. Вера для Ш. это одновременно и 'второе измерение мышления', преодолевающее истины разума, освобождающее от власти необходимости, и путь к тому, для кого все возможно, и упование на Бога живого, что, сметая всякую уверенность и прочность, сопряжено с ожиданием, надеждой, тоской, страхом и трепетом.

Выступая против рационализации веры и полагая ее как сферу абсурда и парадокса, Ш. сам включается в русло иудейско-христианской философии, которую он, назвав философией откровения, противопоставил философии умозрительной, рациональной. Как философ Ш. был достаточно независим от окружающих течений времени. Наиболее близким себе мыслителем считал Кьеркегора.

Определенная близость философии Ш. и экзистенциализма (как течения) не дает оснований к их соединению в силу обособленности, ярко выраженного своеобразия этого мыслителя. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ШЕСТОВ Лев ШЕСТОВ Лев (псевдоним; настоящее имя и фамилия Лев Исаакович Шварцман; 1866—1938) — рус. философ. Окончил Киевский ун-т (1889), по образованию юрист. С 1895 занимался филос. и литературно-критическими исследованиями. После написания и издания книг, посвященных Л.Н.. Толстому, Ф.М. Достоевскому и Ф. Ницше, приобрел большую известность, стал одним из выдающихся мыслителей религиозно-философского возрождения в России нач. 20 в. В 1920 эмигрировал во Францию. В эмиграции поддерживал дружеское общение и переписку со многими европейскими философами (Э. Гуссерлем, М. Хайдеггером, М. Бубером, К. Бартом и др.), входил в президиум Общества Ф. Ницше, выступал с лекциями, его новые книги переводились на иностранные языки.Основная филос. тема Ш. — протест религиозной личности против природной и социальной необходимости, получившей обоснование в рациональных учениях. В его первой кн. «Шекспир и его критик Бран-дес» (1898) уже присутствует дилемма рационализма и личного жизненного опыта, развиваемая в последующих работах: рациональное истолкование литературы критиком Г. Брандесом противопоставляется живому творчеству У. Шекспира,...
Философская Энциклопедия
2.
  (псевдоним; настоящее имя и фамилия Лев Исаакович Шварцман; 1866-1938) рус. философ. Окончил Киевский ун-т (1889), по образованию юрист. С 1895 занимался филос. и литературно-критическими исследованиями. После написания и издания книг, посвященных Л.Н.. Толстому, Ф.М. Достоевскому и Ф. Ницше, приобрел большую известность, стал одним из выдающихся мыслителей религиозно-философского возрождения в России нач. 20 в. В 1920 эмигрировал во Францию. В эмиграции поддерживал дружеское общение и переписку со многими европейскими философами (Э. Гуссерлем, М. Хайдеггером, М. Бубером, К. Бартом и др.), входил в президиум Общества Ф. Ницше, выступал с лекциями, его новые книги переводились на иностранные языки.Основная филос. тема Ш. протест религиозной личности против природной и социальной необходимости, получившей обоснование в рациональных учениях. В его первой кн. "Шекспир и его критик Бран-дес" (1898) уже присутствует дилемма рационализма и личного жизненного опыта, развиваемая в последующих работах: рациональное истолкование литературы критиком Г. Брандесом противопоставляется живому творчеству У. Шекспира, полноценно отражающего человеческие...
Философский словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины