Поиск в словарях
Искать во всех

История философии - сковорода

Сковорода

сковорода

Григорий Саввич (1722-1794) украинский просветитель, философ, педагог, поэт. Окончил Киево-Могилянскую духовную академию (1738-1741, 1744-1750). Слушал университетские курсы в Венгрии, Австрии, Польше, Германии, Италии. Владел латынью, греческим, немецким, еврейским языками. С 1759 в течение 10 лет преподаватель гуманитарного цикла в Харьковском коллегиуме.

С 1770-х странствующий нищий проповедник-философ. Заявлял о себе, что 'замыслил умом и пожелал волею быть Сократом на Руси'. Сформулировал открытый им закон 'элиминации трудности' своеобычное 'лезвие С.' 'нужность не трудна, трудность не нужна'. Главные сочинения, не издававшиеся при жизни С. и распространявшиеся в рукописных списках: 'Басня Эзопова' (1760), 'Разговор пяти путников об истинном счастии в жизни' (1772), 'Дружеский разговор о душевном мире' (1775), 'Потоп змиин' (1791) и др.

Разделял основания миропонимания платонизма, стоицизма, Ломоносова, Лейбница, блестяще сочетая интеллектуальную стилистику сократических диалогов и озарения истинного пророка. (Практически никогда и никого не цитировал.) Признавал идеи о вечности и бесконечности материи, о господстве закономерностей в природе. Отождествлял в духе пантеизма понятия 'Природа' и 'Бог' (безусловное условие действительности, умозрительная и безличная 'форма', законоорганизующая 'материю', а также своеобычное личностное начало, заинтересованное в человеке).

Как полагал С., 'истинный человек и Бог есть то же'. Создатель концепции всеобъемлющих 'трех миров': 'макрокосм' (природа), 'микрокосм' (человек) и 'мир символов', связывающий и отображающий два предыдущих (Библия как идеальный образец). Каждый из них состоит из двух ипостасий 'внутренней' (духовной, невидимой, божественной) и 'внешней' (тварной, сотворенной, материальной).

(Ср. с архитектоникой мира в романе М.Булгакова 'Мастер и Маргарита'.) Согласно С., человеческое познание бесконечно, ибо осуществляется в пафосе самопознания ('познать себя самого, и сыскать себя самого, и найти человека все сие одно значит'), в обнаружении 'единого, сердечного' человека, но должно основываться на постоянном самоанализе и созвучии 'миру символов'.

Полемизировал с официальными религиозными доктринами, проповедовал учение Коперника, разрабатывал подходы к созданию новой религии 'добродетели и любви'. По С., счастье достижимо лишь для человека, самостоятельно либо при помощи социальной педагогики осознавшего собственную 'сродность', т.е. предрасположенность к какому-либо виду деятельности.

Социальная гармония, согласно С., достижима лишь для общества таких счастливых людей. Сформулировал гениальную догадку об относительности и абсурдности любой идеи равенства в имуществе, идею 'неравного всем равенства': 'Бог богатому подобен фонтану, наполняющему различные сосуды по их вместимости. Льются из разных трубок разные струи в разные сосуды, вокруг фонтана стоящие. Меньший сосуд менее имеет, но в том равен есть большему, что равно есть полный'. На могиле С. помещена его собственная эпитафия: 'Мир ловил меня, но не поймал'. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  СКОВОРОДА Григорий Саввич (1722-1794) украинский просветитель, философ, педагог, поэт. Окончил Киево-Могилянскую духовную академию (1738-1741, 1744-1750). Слушал университетские курсы в Венгрии, Австрии, Польше, Германии, Италии. Владел латынью, греческим, немецким, еврейским языками. С 1759 в течение 10 лет преподаватель гуманитарного цикла в Харьковском коллегиуме. С 70-х странствующий нищий проповедник-философ. Заявлял о себе, что "замыслил умом и пожелал волею быть Сократом на Руси". Сформулировал открытый им закон "элиминации трудности" свеобычное "лезвие С." "нужность не трудна, трудность не нужна". Главные сочинения, не издававшиеся при жизни С. и распространявшиеся в рукописных списках: "Басня Эзопова" (1760), "Разговор пяти путников об истинном счастии в жизни" (1772), "Дружеский разговор о душевном мире" (1775), "Потоп змиин" (1791) и др. Разделял основания миропонимания платонизма, стоицизма, Ломоносова, Лейбница, блестяще сочетая интеллектуальную стилистику сократических диалогов и озарения истинного пророка. (Практически никогда и никого не цитировал). Признавал идеи о вечности и бесконечности материи, о господстве закономерностей в...
Новейший философский словарь
2.
  СКОВОРОДА СКОВОРОДА Григорий Саввич [22.11(3.12).1722, с. Чернухи Полтавской губ.,— 29.10(9.11).1794, с. Ивановка, ныне Сковородиновка Харьковской обл.], укр. философ, поэт, педагог. Учился в КиевоМогилянской академии. С 1759 ок. 10 лет преподавал гуманитарные дисциплины в Харьковском коллегиуме. С 70-х гг. вёл образ жизни странствующего нищего философа; соч. его при жизни распространялись в рукописях.С. был тесно связан с традициями демократич. укр. культуры, из которой черпал образцы нар. антиклерикальной сатиры. Как крест. просветителю ему свойственно критич. отношение не только к феодальной, но и к раннебурж. идеологии с её культом материального довольства и преуспевания.Филос. учение С., изложенное в его диалогах и трактатах, исходит из идеи трёх «миров»: макрокосма, или Вселенной, микрокосма, или человека, и третьей, «символич». реальности, связующей большой и малый мир, идеально их в себе отражающей; её наиболее совершенный образец есть, по С., Библия. Каждый из этих миров состоит из «двух натур»: видимой («тварь», сотворённый мир) и невидимой («бог»). В обнаружении невидимой натуры через видимую состоит, по учению С., осн. проблема че-ловеч....
Философская Энциклопедия

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины