Философская энциклопедия - ибн хазм
Ибн хазм
ИБН ХАЗМ Абу Мухаммад 'Алй Ибн Ахмад (994, Кордова, Испания — 1064) — арабо-мусульманский теолог, видный представитель захиритской школы мусульманского права (фикха), поэт и историк. Родился в семье визиря, получил хорошее образование, изучив религиозные науки, литературу и поэзию. Поддерживал Омейядов в их борьбе с восставшими берберами, дважды или трижды занимал пост визиря и, когда берберская партия брала верх, подвергался тюремному заключению и ссылке. Разочаровавшись в своем политическом опыте, Ибн Хазм отстранился от общественной жизни, с 1047 жил в родном поместье на юго-западе страны, посвятив себя литературному творчеству. Там он и умер.
Из ранних сочинений Ибн Хазма особую известность получило “Ожерелье голубки” (рус. пер. М., 1957), представляющее собой собрание прозаических пассажей и поэтических иллюстраций на тему любви. К этому богатому глубокими наблюдениями по человеческой психологии трактату примыкает составленный впоследствии объемистый этический труд “Характеры и нравы” (“ал-Ахлак ва-с-сийар”). В правоведческих сочинениях (“ал-Ихкам фй 'усул ал-ахкам” и обширном “ал-Мухалла”) Ибн Хазм, следуя захиритской традиции, настаивал на буквальном (“захйр”) толковании священных текстов, в качестве первоисточников права-фикха признавал лишь Коран и сунну, отвергая принятые в других юридических школах рациональные методы (в т. ч. “кийас” — суждение по аналогии, “ра'й” — личное усмотрение; “иджма'”-консенсус он ограничил единогласием сподвижников Пророка). Одновременно Ибн Хазм выступал против “таклйда” (следование авторитетам), допуская следование лишь Пророку (что, по его мнению, не является таклйдом); пытался легитимизировать логику (аристотелевскую), иллюстрируя ее примерами правового и богословского характера (книга “ат-Такрйб лихадд ал-мантик”). Ибн Хазм известен также как автор большого доксографического труда “ал-Фисал” (“Разбор”), в котором он апологетически отстаивает преимущество ислама над другими религиями, одновременно подвергая суровой критике всех представителей мусульманской спекулятивной теологии — калама (включая ашаритов), а также восточных перипатетиков и суфиев.
Лит.: Йафут С. Ибн Хазм ва-л-фикр ал-фалсафи фи ал-Магриб вал-Андалус. Касабланка, 1986; ArnaldezR• Grammaire et théologie chez Ibn Hazm de Cordou. P., 1956; Goldyeherl. The Zahiris. Leiden, 1971.
T. Ибрагим
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 2302 | |
2 | 2254 | |
3 | 1389 | |
4 | 1345 | |
5 | 747 | |
6 | 727 | |
7 | 682 | |
8 | 660 | |
9 | 628 | |
10 | 610 | |
11 | 606 | |
12 | 557 | |
13 | 549 | |
14 | 538 | |
15 | 532 | |
16 | 525 | |
17 | 516 | |
18 | 512 | |
19 | 511 | |
20 | 510 |