Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - ибн халдун

Ибн халдун

ибн халдун
ИБН ХАЛДУН

ИБН ХАЛДУН Вали ад-Дйн 'Абд ар-Рахман Ибн Мухаммад (1332, Тунис — 1406, Каир) — арабо-мусульманский философ, историк и государственный деятель. Получил образование в Тунисе. С 1354 сменил много городов Магриба и Испании, занимая пост секретаря и посла у ряда правителей. После 1382 жил в Египте, где был назначен верховным кадием-судьей маликитского толка. Совершил паломничество в Мекку (1387—88), в священные города Палестины (1400). Знаменитым событием египетского периода жизни Ибн Халдуна стала его встреча в Дамаске с Тимуром (1401), пытавшимся склонить философа перейти к нему на службу.

Наряду с “Автобиографией” перу Ибн Халдуна принадлежат “Лубаб ал-Мухассал” (“Суть Мухассала”) — компендиум сочинения Фахр ад-Дйна ар-Разй “ал-Мухассал” по каламу-богословию и фалсафе-философии и “Исцеление вопрошающего” (“Шифа* ас-са'иль”), посвященное мистическому (суфийскому) пути познания. Прославился Ибн Халдун как автор “Большой истории”, особенно “Введения” (“Мукаддима”) к ней. В этой теоретической вводной части, представляющей собой энциклопедию культурной жизни арабо-мусульманского средневековья, Ибн Халдун ставит задачу превратить историю из хроники царей и пророков в строгую научную дисциплину, долженствующую образовать одну из важнейших отраслей философии. Отсюда его стремление создать особую науку об обществе, опирающуюся на представление о закономерном характере социального развития, которое обусловлено действием таких материальных факторов, как хозяйственная деятельность людей (“способ добывания жизненных средств”) и естественно-географическая среда. Ибн Халдун подверг критике исходящие из платонического учения общественно-политические взгляды арабоязьгчных перипатетиков, усматривая в них своего рода мистику (“соединение” человека с Деятельным разумом) и утопию, отвергая которую, он обратился к конкретному изучению развития общества, его культуры и нравов.

Соч.: Введение (фрагменты).— В кн.: Избр. произв. мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1961. Лит.: Бои/лева С. М. Историко-социологический трактат Ибн Халдуна “Мукаддима”. М., 1965; Иенатенко А. А. Ибн Халдун. М., 1980.

Т. Ибрагим

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.

Под редакцией В. С. Стёпина.

2001.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ИБН ХАЛЬДУН Абд ар-Рахман Абу Зейд (1332-1406) арабский государственный и общественный деятель, историк культуры, социальный философ, разрабатывавший также и проблемы философии истории. Нередко именуется "арабским Марксом". Главные произведения: "Всемирная история", "Введение в философию истории", многотомная "Книга поучительных примеров и сведений из истории арабов, персов, берберов и других современных им могущественных народов". И.Х. стремился создать теорию общественного развития в качестве самостоятельной социальной дисциплины. Рассматривал циклы подъема и упадка цивилизации в процессе смены поколений, влияние климата на человека, рассуждал о причинах возникновения государств, их процветания и падения. В рамках своей версии об историческом круговороте цивилизаций И.Х. придавал особое значение географической среде и социально-экономическим факторам их эволюции. Уровень развитости культуры и характер правления в государстве, по И.Х., обусловлены уровнем общественного разделения труда и сопряженной с ним степенью солидарности подданых и правителей. ...
Новейший философский словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины