Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - ибн рушд

Ибн рушд

ибн рушд
ИБН РУШД

ИБН РУШД

Абу-л-Валид Мухаммед ибн Ахмед (латини-зир. — Аверроэс (Averroes)) (1126—1198) — араб. философ, ученый, медик, виднейший представитель восточного перипатетизма.

Был разносторонне образованным человеком, служил в качестве главного судьи г. Севилья и придворного врача у правителя Кордовы. Идейная атмосфера мусульманской Испании втор. пол. 12 в. характеризовалась резко негативным отношением к философии со стороны религиозных деятелей, весьма недовольных популярностью «чужестранной науки» — философии.

В 1195 произведения И.Р. были публично осуждены, а сам он выслан из столицы. Незадолго до смерти он был возвращен ко двору. Научное наследие И.Р. включает в себя самостоятельные труды и комментарии чуть ли не по всем известным тогда отраслям знаний: философии и естественным наукам, медицине и юриспруденции, филологии и политике. Большинство сочинений комментаторского характера представляют собой толкования к трудам Аристотеля, написанные в форме малых, средних и больших комментариев. Недаром И.Р. получил почетное прозвище Великого комментатора. К основным филос. произведениям относятся «Непоследовательность «Непоследовательности», «Рассуждение, выносящее решение относительно связи между религией и философией», «Книга об открытии путей аргументирования догм общения». Его учение о соотношении философии, «спекулятивной теологии» (калам) и религии обобщило уже накопленный перипатетиками мусульманской Испании опыт, который свидетельствовал о невозможности к.-л. «истинной религии». Его утверждения о том, что философ и рядовой верующий могут быть счастливы, но каждый по-своему, связано с его учением о том, что как для философов, так и для «широкой публики» истина едина, а разница связана лишь со способами ее постижения. Поэтому религию И.Р. рассматривал как «молочную сестру» философии. Его филос. рационализм наиболее полно представлен в его работе «Рассуждение, выносящее решение относительно связи между религией и философией», где люди делятся на аподейтиков, диалектиков и риториков. У И.Р. философия прямо связывается с аподиктическими суждениями и целью ее объявляется постижение истины. Диалектические, риторические и поэтические суждения исходят из посылок, основанных на мнении, а софистика и вовсе не стремится к достижению истины. И.Р. связывает теологию с диалектическими, а религию с риторическими суждениями. И.Р. полагает, что «священные тексты» могут быть подвергнуты символико-аллегорическому толкованию, и давать такое толкование правомочны только философы, т.е. вопросы мировоззренческого характера не могут быть предметом теологических рассуждений. Вместе с тем И.Р. считает, что философы не имеют права разглашать свои взгляды широкой публике. Развивая идеи перипатетиков о вечности и несотворенности мира во времени, И.Р. рассматривал Первосущее как тождественное мировому порядку, который является источником существования и необходимости универсума, ибо бытие вещей во Вселенной зиждется на их взаимосвязи и единстве. Такая, в сущности, пантеистическая трактовка Бога делала совершенно излишней теорию эманации, с помощью которой арабо-мусульманские перипатетики стремились доказать несотворенность мира во времени. Концепция Первосущего И.Р., отождествляющего его с мировым порядком, а этот последний — с действием природных сил, не нуждалась ни в различении в предметах сущности и существования, ни в делении сущего на возможное и необходимое и в целом утверждала автономность и самодостаточность мира. Социальные идеалы И.Р. основывались на «Государстве» Платона. Зло, существующее в гос-ве, он рассматривал как следствие моральной испорченности, которая ведет от «идеального» гос-ва к аристократии, затем к тимократии, олигархии, демократии и тирании. Худшим видом власти И.Р. считал тиранию «духовенства». Имя Аверроэса стало символом свободомыслия, и его философия рассматривалась как вершина средневекового рационализма. Широкой популярности его идей способствовали работы его европейских последователей — аверроистов, в частности, развивавших его учение о бессмертии и единстве общечеловеческого разума и т.н. теорию двойственной истины.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ИБН РУШД или Ибн Рошд (латинизированная транскрипция Аверроэс) Абу-л-Валид Мухаммед ибн Ахмед (1126-1198) арабский философ средневековья, живший в Испании в период Кордовского халифата. Не порывая с исламом, развивал в комментариях к трудам Аристотеля его материалистические идеи о вечности и несотворенности материи и движения, выдвинул идею абстрактного мирового разума (нуса) как единой безличной субстанции, общей для всех людей и воздействующей на отдельные души извне. На этом основании И.Р. отрицал бессмертие индивидуальной души и загробную жизнь, а бессмертным считал человечество в целом. А. был одним из создателей учения о "двойственной истине", стремясь этим самым освободить науку и философию от контроля религии. Учение И.Р. (аверроизм) преследовалось не только мусульманской, но и христианской ортодоксией. Комментарии И.Р. к сочинениям Аристотеля способствовали ознакомлению европейских мыслителей с античной философией. Взгляды И.Р. оказали большое влияние на развитие свободомыслия. ...
Новейший философский словарь
2.
  или Ибн Рошд (латинизированная транскрипция Аверроэс, Averroes) Абу аль-Валид Мухаммед ибн Ахмед (1126-1198) арабский философ, государственный деятель Кордовского халифата, врач, астроном. Был в Андалузии судьей, придворным врачом. Бежав от преследования, умер в Марокко. Не порывая с исламом, развивал в комментариях к трудам Аристотеля его материалистические идеи о вечности и несотворенности материи и движения, выдвинул идею абстрактного мирового разума (нуса) как единой безличной субстанции, общей для всех людей и воздействующей на отдельные души извне. Выступал как защитник рациональной философии. Развивал идеи вечности материи и движения, бытие Бога принимал как первопричину сущего, противопоставлял Бога как чистый разум Богу как волевому началу. По И.Р., движение столь же вечно и неуничтожимо, как и первоматерия. Материальный мир бесконечен во времени, но ограничен в пространстве. Время существует и доступно измерению благодаря движению. Движение возникновение, изменение и разрушение содержится как возможность в материи. В природе царит строгая необходимость, утверждения богословов о вмешательстве Бога в дела мира...
История философии
3.
  – см. Аверроэс. ...
Философский словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины