Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - самоубийство

Самоубийство

самоубийство

(Suicidium, Selbstmord, Suicide, Selfmurder). — B обыденной жизни и по терминологии статистики под словом С. подразумевается сознательное или бессознательное прекращение своего существования, совершаемое человеком или посредством действий, направленных на причинение организму смертельных повреждений, или через поставление его в такие физические условия, при которых жизненные отправления организма немедленно или постепенно угасают. С точки зрения юридической и религиозной, понятие С. обнимает собою только те случаи насильственного прекращения своей жизни, когда оно совершается умышленно и самопроизвольно, т. е. является последствием самоопределения человеческой воли, не обусловленного ни неотразимым давлением превосходящей внешней силы (напр. голода), ни омраченным психической болезнью душевным состоянием. Новейшие социологи, рассматривая С. как явление общественной, а не индивидуальной жизни, частью, подобно юристам и богословам, выделяют С. душевнобольных в область психологии и психиатрии, частью расширяют понятие С. подведением под него тех случаев насильственной смерти, когда посягательство на собственную жизнь заменяется вынужденным или добровольным согласием умереть от руки другого лица. К разряду этих явлений могут быть отнесены, прежде всего, случаи героического самопожертвования или бесстрашного исповедания веры перед гонителями, создавшего мучеников первых времен христианства, давшего в средние века много жертв на костры инквизиции и проявляющегося, хотя и не столь часто, даже в новейшее время среди католических миссионеров на Дальнем Востоке и среди христиан, попавших в рабство к среднеазиатским варварам. Сюда же принадлежат и некоторые другие случаи убийств, совершаемых с согласия или по требованию самой жертвы, напр. закапывание воином на поле битвы смертельно раненного товарища по его настоятельной просьбе (Gnadenstoss), а также видоизмененное коллективное С. нескольких лиц, из которых одно по соглашению с остальными сначала убивает их, а затем лишает жизни самого себя. С. в смысле сознательного действия не встречается у животных; все случаи, приводимые противниками этого мнения, являются либо поэтическим вымыслом (вроде передаваемой Аристотелем легенды о коне, который в отчаянии от совершенного им кровосмешения покончил жизнь, бросившись в глубокую пропасть), либо неправильными выводами из поверхностных наблюдений над жизнью животных. Если скорпион, окруженный горящими угольями, вонзает свое ядовитое жало себе в тело, то это действие является простым рефлексом животного организма, корчащегося в предсмертных страданиях под действием убийственного для него жара. Точно так же и змея, в неволе нередко отказывающаяся от всякой пищи, действует таким образом не вследствие сознательного предпочтения ею смерти продолжительным страданиям в плену, а под влиянием патологического состояния организма.

Сознательное С., составляя достояние исключительно только одного человека, не может считаться продуктом новейшей цивилизации; оно несомненно существовало и в доисторические времена, когда отдельные личности и семьи начали соединяться в роды, племена и т. д. Предположение это, на которое имеются указания в истории, вполне подтверждается наблюдениями над общественною жизнью современных нам диких племен. Стремление к самоуничтожению далеко не чуждо дикарям, но оно имеет у них, по-видимому, преимущественно альтруистический характер, яснее всего выражающийся в С. больных и престарелых с целью избавить семью или род от тягостных забот о их пропитании. Таким же характером отличаются отчасти самосожигание вдов после смерти мужей и самоубийство рабов на гробницах своих повелителей; здесь, однако, едва ли можно отрицать влияние обычая, приобретающего обязательную силу. С переходом первобытных племен к более совершенным формам гражданственности стремление к самоуничтожению не только не ослабевает, но даже усиливается. У всех народов, достигших значительной степени культуры, наряду с С. альтруистическим развивается стремление к самоуничтожению под влиянием мотивов чисто эгоистического свойства — переутомления жизнью (taedium vitae римлян), горя, обид, физических страданий, стыда, страха, любви и т. п. Общераспространенность С. ясно отразилась в правовых обычаях и в законодательствах древних народов. В Греции С. не считалось бесчестным деянием, но оно допускалось лишь с разрешения народного правительства, так как жизнь гражданина являлась как бы собственностью государства. Память ослушника-самоубийцы подвергалась бесчестию (атимия); труп его лишался почетного погребения. В Риме С. по благородным мотивам признавалось похвальным и было даже возведено стоическою школой (Сенека) на степень добродетели. По законодательству римских императоров преступным считалось только С., совершенное с целью избежания заслуженного наказания, и С. воинов из низменных побуждений; оно влекло за собой наказание в виде конфискации имущества, лишения почетного погребения и недействительности духовного завещания. Не только в отдаленные эпохи жизни древнего Востока, но и у нецивилизованных народов начала средних веков — германцев и славян — С. считалось доблестью. Только христианство провело в жизнь воззрение на С. как на богопротивное и потому безнравственное деяние, запрещенное заповедью Господней: "не убей". Отцами церкви оправдывалось лишь С., совершенное по Божьему велению (Самсон), и извинялось С. девственницы, лишившей себя жизни для спасения целомудрия; все остальные случаи С. влекли за собой лишение церковного погребения и отлучение от церкви. Строгие постановления церковных правил проникли и в средневековые законодательства Европы, считавшие С. тяжким преступлением, и в особенности в практику того времени, изобретшую даже особое позорное наказание — предание земле трупа самоубийцы вместе с падалью (sepultura asinina seu canina). Строгие начала, проводившиеся средневековыми законодателями по отношению с самоубийцам, уступили после продолжительной борьбы только дружному напору философов XVIII стол. (Беккария). В настоящее время все западноевропейские государства, кроме Англии, окончательно исключили из числа преступлений как С., так и покушение на С. Соображения, вызвавшие такой поворот в правовом сознании народов, сводятся к следующим коренным положениям: С. не составляет нарушения прав государства, так как свободная личность человека не может быть предметом собственности; преступлением называется нарушение чужих прав, а так как человек не может находиться в правоотношениях к самому себе, то соединение в одном лице субъекта и объекта преступления немыслимо; наконец, исполнение наказания возможно только над живыми, а умершие вообще не подлежат суду человеческому. В допетровской России дела о самоубийцах, к категории которых относились также опившиеся вином, погибшие по собственной неосторожности и убитые при совершении разбоя или воровства, ведались в судах духовных; наказание, налагавшееся за С., заключалось в запрещении отпевания и погребения на кладбищах и у церквей. Воинский и морской уставы Петра Великого квалифицировали это наказание тем, что труп самоубийцы либо вешался за ноги, либо отдавался палачу, который волок его на "бесчестное место" и там закапывал. Солдаты и матросы, покушавшиеся на С. из "подлых" мотивов, подлежали даже смертной казни. Доныне действующему законодательству оконченное С., коль скоро оно совершено не в безумии, сумасшествии или беспамятстве, влечет за собою недействительность духовного завещания и лишение христианского погребения (ст. 1472 Улож. о наказ, и 2 п. 1017 ст. 1 ч. Х т. Св. Зак.), а покушение христианина на С. наказуется церковным покаянием по усмотрению духовного начальства (ст. 1473 Улож.). Лицо, склонившее к С. или участвовавшее в нем доставлением к тому средств, подлежит, как пособник к предумышленному убийству, ссылке в каторжные работы на 10—15 лет (ст. 1475 Улож.).

С., противореча прирожденному всем живым существам чувству самосохранения, давно уже поражало умы мыслителей своей противоестественностью, но только в XIX стол. оно сделалось предметом строго научного изучения как в отношении к психическому состоянию отдельной личности, так и в качестве общественного явления. Долго господствовавшее мнение, будто бы С. исключительно является последствием душевной болезни, окончательно подорвано новыми исследованиями психиатров, установивших, что значительная, если не большая часть С. совершается в здравом уме и твердой памяти. Точно так же отвергнуто наукой излюбленное прежде выделение психопатических С. в особый вид душевной болезни (Selbstmordmonomanie) и установлено, что С. может быть последствием самых разнородных душевных заболеваний независимо от того, проявляются ли они в виде острого умопомешательства (напр. белая горячка) или же и форме меланхолии и ипохондрии. Первый толчок к изучению С. в качестве явления общественной жизни дала наука средних величин, т. е. статистика. С поразительной ясностью она доказала, что в течение настоящего столетия количество С. в Европе повсеместно возрастает и притом как бы в заранее определенной прогресии. Так, во Франции на 1 миллион жителей приходилось С.: в период времени с 1827 по 1830 г. по 54 в год, с 1856 по 1860 г. — по 110, с 1886 по 1890 г. — по 216, в 1892 г. — 242. То же самое установлено и для всех других государств Западной Европы, и даже весьма неполные и отрывочные статистические сведения о самоубийствах в России могут служить только подтверждением приведенного наблюдения. Это явление не находит объяснения в естественном приросте народонаселения, так как последнее сравнительно с числом С. увеличивается гораздо медленнее. В поступательном движении С. каждый народ неизменно сохраняет свою особую прогрессию. Статистические цифры, собранные в одиннадцати государствах за время с 1866 по 1878 г., показывают, что в Италии в течение 13 лет коэффициент ежегодного увеличения числа С. был значительно меньше, чем в прочих государствах; 2-е и 3-е место в этом отношении занимали попеременно Англия и Бельгия, 10-е оставалось постоянно за Данией, а 11-е — за корол. Саксонским, где, таким образом, наклонность к С. прогрессирует всего быстрее.

Ввиду важного значения С. в жизни современных обществ юная наука социологии поставила себе задачей изучение причин, влияющих на возрастание числа С., и законов, управляющих этим явлением; но выработанные социологами по настоящее время положения имеют, за некоторыми исключениями, лишь характер более или менее правдоподобных гипотез. Основываясь на том факте, что С. достигает наибольшей напряженности в умеренно холодном поясе Зап. Европы (в России тенденция к С. также всего выше в губерниях западных, столичных, прибалтийских и малороссийских, понижаясь в сев. и южных окраинах империи), Морзелли полагает, что С. находится в зависимости от климата; но это вывод безусловно ошибочный, так как полоса наиболее частых С. в течение исторического периода не всегда занимала упомянутое географическое положение и центры ее перемещаются даже у нас на глазах. Не менее шатки все выводы, опирающиеся на наследственных особенностях четырех племенных типов, населяющих Европу. Хотя германские народности как будто более склонны к С., нежели славяне, но и среди последних заметны самые резкие колебания: в Чехии на 1 милл. жит. лишают себя жизни 158 чел., а в Далмации — всего 14, т. е. в 11 раз меньше. Точно так же не может быть объяснено племенной наследственностью то поразительное различие, которое наблюдается в скандинавских странах: на 1 милл. жит. приходится С. в Норвегии — 65, в Швеции — 125, в Дании — 251. Зависимость массовых и коллективных С. от влияния подражательности доказывается многочисленными случаями (самосожигание русских раскольников, С. инвалидов во Франции и т. и.); но заразительность примера в этом отношении проявляется лишь спорадически, в опредленной местности и в известные исторические моменты, так что ею нельзя объяснять увеличение общей тенденции к С. Пьянство (алкоголизм) оказывает, по-видимому, только косвенное влияние на общее число самоубийств, увеличивая ряды душевнобольных и неврастеников, среди которых случаи С. сравнительно часты. Наряду с приведенными явлениями, не имеющими заметного влияния на колебание статистических цифр С., существует ряд причин, от которых несомненно зависит число С. Сюда относятся: пол и возраст; быстрый рост населенных центров; времена года и часы дня; религия и образование; брачный союз и семья; экономические кризисы и улучшение народного благосостояния. Повсеместно в Европе число С. между женщинами значительно меньше, чем между мужчинами. В России в 1870—73 г. на 100 самоубийц приходилось только от 19,6 % до 20,4 % женщин. Сравнительно с мужчинами тенденция женщин к С. равняется во Франции 1/3, в Англии 1/31/2, в Испании 2/5. Что касается влияния возраста, то статистика установила поразительную закономерность в движении цифр. Начиная с 16 лет и до 80 тенденция к самоуничтожению постоянно возрастает. Во Франции (1835—44 гг.) 16—20-летний возраст давал на 2 милл. жит. обоего пола 88,2 С., а 70—80-летний возраст — 409,1, в корол. Саксонском в 1847—58 гг. на 295 молодых самоубийц приходилось 1214 случаев С. стариков и старух от 70 до 80 лет. У детей С. встречается сравнительно редко; за время с 1869 по 1878 г. насчитывалось в Петербурге 57, в Москве 40 случаев С. детей в возрасте от 8 до 16 лет. В виде исключения в больших городах Западной Европы наблюдались отдельные случаи С. даже 5-летних детей. Быстрый рост густонаселенных городов имеет вредное влияние не только на детей, но и на взрослых. Тенденция к С. в столицах за 1875—78 г. превышала общую тенденцию всего государства: в Лондоне на 22 %, в Берлине на 83 %, в Вене на 119 %, в Париже на 151 %, в Петербурге почти на 263 %. Данные о С. по временам года и часам дня указывают нам на какую-то связь между космическими законами, управляющими нашей планетной системою, и колебаниями в напряженности тенденции к С. Для всей Европы установлен тот факт, что начиная с января месяца по июнь пропорция С. постепенно возрастает, а с июля падает, достигая минимума в декабре. Так как самое жаркое время приходится на июль и август, а не на июнь, и самое холодное — на январь, а не на декабрь, то из этого следует, что разница в летней и зимней температуре не оказывает никакого влияния на тенденцию к С. Между тем при сравнении изменений этой тенденции зимою, весною, летом и осенью с продолжительностью дня и ночи в разные времена года оба явления поражают своим параллелизмом. Не только период наиболее напряженной наклонности к С. совпадает с самыми продолжительными днями в году, но даже самая быстрота увеличения пропорции С. точно соответствует более быстрому приросту дня с января по апрель и менее быстрому с апреля по июнь. То же самое совпадение, но в обратном смысле обнаруживается в периоды медленного и быстрого сокращения продолжительности дня. Влияние количества светлых часов в сутки на напряженность наклонности к С. подтверждается еще тем наблюдением, что во все времена года более 3/4 всех С. совершается днем и ранним вечером и только около 1/4 ночью (в Париже: днем 2094 С., вечером 766, ночью 658). При распределении С. по третям месяца и по дням недели оказывается, что большая часть С. приходится на начало, а меньшая — на конец означенных периодов. Статистикой давно отмечено, что различные вероисповедания дают далеко не одинаковый процент С. В Австрии на 1 милл. жит. приходится 642 С. между протестантами, 590 между православными, 524 между католиками и 159 между евреями. В Швейцарии независимо от принадлежности населения к тому или другому племени католические кантоны дают в 4 раза менее С., чем протестантские. В России нет достоверных сведений по этому предмету, но тем не менее не подлежит сомнению, что православные менее склонны к С., чем раскольники, среди которых и по настоящее время бывают случаи коллективного С. (см. Самоистребление). При всем том всякие выводы о непосредственном влиянии религии на наклонность к С. потому уже сомнительны, что распространенность разных вероисповеданий в отдельных государствах часто соответствует большему или меньшему развитию в них народного образования. Но и народное образование, как высшее, так и первоначальное (интенсивное и экстенсивное), не может считаться причиной, действующей на пропорцию С. Хотя в королевстве Саксонском, где количество учащихся превысило число детей школьного возраста, С. действительно приняло ужасающие размеры, но, с другой стороны, у французских и германских евреев, опередивших в стремлении к образованию даже саксонских немцев, вовсе не замечается увеличенной наклонности к самоуничтожению. Большинство исследователей признают более слабую тенденцию к С. между лицами живущими в браке, чем между безбрачными (отношение 10:16); но, по мнению Дюркгейма, предохранительное действие брака проявляется с большей силой в многочленных семьях, чем в бездетных супружествах, и ограждает в большей степени мужа, чем жену. Постоянно увеличивающаяся неустойчивость экономической жизни культурных народов имеет весьма сильное влияние на тенденцию к С. Не только во времена неожиданных торговых и промышленных кризисов, но и в периоды внезапного подема народного благосостояния замечается быстрое увеличение процента самоубийств. Венский кризис 1873—74 г., крах французского банка Бонту, точно так же как и быстрое развитие промышленности и торговли в Италии — после занятия Рима, а в объединенной Германии — после получения от Франции 5-миллиардной контрибуции повлекли за собою быстрое повышение уровня С. Крупные политические события и перевороты оказывают различное влияние. В распадающейся Древней Греции, в Риме времен императоров, во Франции накануне революции стремление к С. увеличилось; наоборот, в годины народного испытания, какими для Дании была война с Австрией и Пруссией, для Франции — война с Германией, наблюдалось противоположное явление. Весьма странным и до сих пор не разъясненным следует признать тот несомненный факт, что во всех европейских войсках, в особенности между офицерами и унтер-офицерами, стремление к С. значительно сильнее, чем в остальном населении данного государства. Уровень С. в военном сословии в 1876—90 г. превышал уровень их в остальном населении во Франции в 1 ¼ раза, в Италии в 5 1/5 раза, в Австрии даже в 10 раз. По устаревшим данным о России, у нас наблюдалось то же самое (332 С. на 1 милл.). При тщательном, хотя еще далеко не законченном изучении приведенных статистических данных социология весьма скоро пришла к убеждению, что, несмотря на кажущуюся их разнородность, между ними все же имеется внутренняя, неразрывная связь, указывающая на существование общего закона, который, управляя всеми колебаниями в наклонности к самоуничтожению, наглядно отражается в явлениях, подсчитываемых статистикой. Так как все христианские вероисповедания в равной степени осуждают С., а наука изыскивает и находит новые средства к сохранению жизни человека, то усиленная тенденция к С., замечаемая у протестантских народов, не может находиться в причинной зависимости ни от религии, которую они исповедуют, ни от высокой сравнительно степени образования, на которой они находятся. К аналогичному выводу пришла социология, исследуя все остальные мнимые причины усиления наклонности к С. — влияние пола и возраста, космических условий, экономических кризисов и т. д. Все эти причины низведены в настоящее время на степень простых явлений, дающих, однако, богатый материал к изучению, путем индуктивного метода, физиологического и патологического состояния социальных организмов. Социологи согласны в том, что общественный организм в настоящее время переживает период хронического заболевания и что причину этого заболевания следует искать в ненормальном состоянии нашей современной цивилизации. Под влиянием небывалого развития торговли и промышленности, при постоянно усложняющейся дифференциации общественных отношений, в быстро вращающемся круговороте противоположных интсресов и стремлений, требующих крайнего напряжения умственных и физических сил, вековая борьба за существование обострилась до крайних пределов и стала для многих непосильной. В этой неравной борьбе слабохарактерные и малоэнергичные заранее обречены на верную гибель — и они либо гибнут медленно, от нищеты, от физических и душевных болезней, либо находят быстрый исход в С. Этою беспощадностью нашего социального строя объясняются почти все разнородные явления, отмеченные статистикой С. Женщины, в особенности дети, принимают менее участия в борьбе за существование, нежели мужчины и взрослые, — и, следовательно, должны давать и дают меньший процент С. Летом и днем совершается наибольшее число С. именно потому, что пульс коллективной жизни в это время бьется сильнее и продолжительней. По той же причине С. насчитывается более в культурных, чем в малокультурных странах, в больших городах — чем в деревне, во время внезапного упадка или подъема народного благосостояния — чем при ровном течении экономической жизни и т. п. Изучая вредное влияние социального строя на тенденцию к С., социологи задались мыслью изыскать средства к уврачеванию этого зла. Одни советуют прибегнуть к системе устрашения и возвратиться к прежним бесчещащим память самоубийцы наказаниям; другие видят единственное спасение в таком воспитании подрастающего поколения, которое развило бы в нем нравственную энергию и самодеятельность. Французский социолог Дюркгейм старается разрешить тот же вопрос совершенно иным образом. По его мнению, новейшая цивилизация потому столь благоприятствует наклонности к С., что она разрушила все прежние общественные организации, не дав взамен их какого-либо иного эквивалента. Образованная на строго иерархическом начале релизиозная община, крепко сплоченная семья и не менее крепко сплоченные ремесленные и торговые корпорации служили в прежнее время носителями той всемогущей власти, которая, умиряя и регулируя борьбу за существование, сдерживала и обуздывала чрезмерное развитие индивидуальных страстей и стремлений. Протестантство уничтожило непоколебимость религиозного догмата и власть церковной иерархии, а великая революция стерла с лица земли все остальные регулирующие общественную жизнь организации, заменив их отвлеченной идеей общегосударственных интересов. Естественным последствием этой социальной ломки явилось неограниченное господство индивидуализма без поддерживающего и сдерживающего воздействия высшей коллективной воли. Оно доводит человека до крайнего проявления эгоизма — С. из-за себя и для себя. Заканчивающееся в настоящее время распадение (дезинтеграция) прежней социальной организации и обусловленное им нравственное оскудение современного общества может быть, по мнению Дюркгейма, устранено только коренным преобразованием всего социального строя. Единственное средство к оздоровлению больного организма он видит в регулировании профессионального труда особыми кооперативными корпорациями. Если, однако, школа, как полагает Дюркгейм, потому не в силах воспитывать юношество в духе альтруизма, что она сама, как часть эгоистического организма, насквозь пропитана этим ядом, то по той же причине предлагаемые им кооперативные корпорации едва ли будут обладать большим запасом нравственной энергии и альтруизма, чем породившее их эгоистическое общество нашего времени. Приходится пока возлагать надежды на воспитательное влияние тех взглядов, по которым развитие и счастье личности зависят от развития и счастья всего общества. — Статистика в большинстве стран старательно отмечает личные мотивы самоубийц, но материал этот не проливает никакого света на общественные вопросы, а для психиатров по своей неточности и неполноте бесполезен. Точно так же и статистический подсчет разных способов самоубийства не имеет научного значения. Избрание того или другого способа С. зависит исключительно от случайного совпадения различных субъективных и объективных условий. Пол, возраст, занятие, нищета, душевное состояние, степень образования — все это влияет на выбор того или иного средства. Самым распространенным в Европе способом С. считается самоповешение; затем следует самоутопление. Кроме того, существует бесконечный ряд самых разнообразных средств к самоуничтожению: огнестрельное и холодное оружие, яд, удушливые газы (угар), прыжок с высоты, механическая сила машин (железнодорожные поезда) и т. д. При обдуманном С. психически здоровый человек обыкновенно избирает тот способ, который, по его мнению, вернее и быстрее ведет к цели, причиняет менее страданий и наиболее соответствует его личным взглядам на сословную честь и порядочность. Химики, фармацевты, фотографы прибегают к быстродействующим ядам (цианистый калий, хлороформ); военные пользуются преимущественно огнестрельным оружием; у механиков, кузнецов, сапожников, цирюльников излюбленными орудиями являются привычные им режущие и колющие инструменты; прачки и служанки нередко отравляются пятновыводной жидкостью. Лица, страдающие душевной болезнью и находящиеся в аффекте или нищете, прибегают к тем средствам, которые у них ближе всего под рукою: выбрасываются из верхних этажей зданий, топятся, вешаются. Дети по своей беспомощности также избирают легчайшие способы С.: так, напр., в полицейских сведениях по Петербургу отмечено 7 случаев покушения на С. детей (от 8 до 14 лет), бросившихся в люк отхожего места. Ср. Morselli, "Il Suicidio" (1879); Durkheim, "Le suicide" (1897); Oettingen, "Die Moralstatistik" (3 изд. 1882); А. В. Лихачев, "Самоубийство в Западной Европе и Европейской России" (1882); H. С. Таганцев, "О преступлениях против жизни" (1870); Westcott, "Suicide, its history, litterature" (1885); Legoyt, "Le suicide ancien et moderne" (1881).

Возрастание числа самоубийств в европейских государствах.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

| | Число самоубийств на 1 милл. жит.  | % среднего |

| Государства и периоды |---------------------------------------------------------| ежегодного |

| наблюдения.  | В первое  | В последнее | возрастания  |

| | пятилетие | пятилетие | самоубийств. |

| | периода. | периода. | |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Испания (1856—70)  | 14,5 | 17,0 | +1,050 |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Россия (1819—75) | 17,6 | 29,0 | 0,880 |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Италия (1864—77)  | 30,8 | 36,8 | 1,279 |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Англия (1830—76) | 62,8 | 66,3 | 0,117 |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Бельгия (1831—75) | 39,0 | 68,5 | 1,259 |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Норвегия (1826—73) | 80,0 | 75,0 | —0,122 |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Швеция (1750—1875) | 12,0 | 81,0 | +1,153 |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Бавария (1841—76)  | 55,0 | 90,5 | 1,392 |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Пруссия (1816—75)  | 70,2 | 133,1 | 1,075 |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Ганновер (1825—74) | 83,0 | 140,0 | 1,046 |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Франция (1826—75) | 54,0 | 150,0 | 2,064 |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Вюртемберг (1841—76) | 107,0 | 162,4 | 1,159 |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Австрия (1819—77) | 32,0 | 211,7 | 2,829 |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Дания (1836—76) | 218,0 | 258,0 | 0,371 |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Саксония (1836—77) | 150,0 | 311,4 | 1,754 |

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Деление Европ. России по наклонности к самоубийству.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

| | На 1 милл. жит. | |

| | приходилось самоубийств | Процентная разница  |

| Области России.  | в год. | между обоими |

| |--------------------------------------------| периодами. |

| | 1834—41 | 1874—77 | |

|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Западная Россия | 52 | 40 | —23 %  |

|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Средняя Россия | 26 | 32 | +23 % |

|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Южная Россия  | 24 | 25 | +40 % |

|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Северная Россия | 16 | 25 | +56 % |

|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Восточная Россия | 12 | 18 | +50 % |

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

На 1 милл. жит. приходилось самоубийств:

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

|  | | В каком порядке следуют |

|  | Периоды наблюдения | государства по количеству |

| Государства. | | самоубийств. |

|  |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

|  | 1866—70  | 1871—73  | 1874—78  | В 1-ый | Во 2-й | В 3-й |

|  | годы. | годы. | годы. | период.  | период. | период. |

|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Италия | 30 | 35 | 38 | 1  | 1 | 1 |

|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Бельгия | 66 | 69 | 78 | 2  | 3 | 4 |

|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Англия | 67 | 66 | 69 | 3  | 2 | 2 |

|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Норвегия  | 76 | 73 | 71 | 4  | 4 | 3 |

|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Австрия | 78 | 94 | 130 | 5  | 7 | 7 |

|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Швеция | 85 | 81 | 91 | 6  | 5 | 5 |

|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Бавария | 90 | 91 | 100 | 7  | 6 | 6 |

|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Франция  | 135 | 150 | 160 | 8  | 9 | 9 |

|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Пруссия | 142 | 134 | 152 | 9  | 8 | 8 |

|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Дания | 277 | 258 | 255 | 10 | 10 | 10 |

|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Саксония | 293 | 267 | 334 | 11 | 11 | 11 |

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Наклонность к самоубийству в связи с вероисповеданием.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

| На 1 милл. жит. данного | Протестанты  | Католики | Евреи |

| исповедания приходилось  | | | |

|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Австрия, 1852—59 | 79,5 | 51,3 | 20,7 |

|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Пруссия, 1869—72 | 187 | 69  | 96 |

|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Вел. герц. Баден, 1878—  | 242 | 170 | 210 |

| 1888  | | | |

|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Бавария, 1884—91 | 224 | 94  | 193 |

|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Вюртемберг, 1881—90 | 170 | 119 | 142 |

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Соотношение между самоубийством и семейным положением во Франции.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

| | Среднее число | Самоубийства на 1  |

| В 86 департаментах. | членов в 100 семьях | милл. жит. 1878—87.  |

| | 1886 год. |  |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| 1 группа (11 департ.) | 347  | от 430 до 380 |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| 2 " (6 департ.) | 360  | " 300 " 240  |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| 3 " (16 департ.) | 376  | " 230 " 180  |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| 4 " (18 департ.) | 393  | " 170 " 130  |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| 5 " (26 департ.) | 418  | " 120 " 80 |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| 6 " (10 департ.) | 434  | " 70 " 30 |

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Самоубийство в больших городах.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

| В 1876—78 г. на 1 милл. жит. приходилось: |

|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| В  | В  | В Париже | В Вене | В Берлине | В | В С. | В Лондоне |

| Лейпциге  | Дрездене | |  | | Мюнхене  | Петербурге | |

|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| 487  | 365  | 359  | 285 | 278  | 176  | 136 | 84  |

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Распределение самоубийств по возрастам (на 1 милл. жит. каждой возрастной группы).

I — Франция 1835—44: A — Мужчин, B — Женщин; II — Пруссия 1873—75: A — Мужчин, B — Женщин; III — Саксония 1847—58: A — Мужчин, B — Женщин; IV — Италия 1872—76: A — Мужчин, B — Женщин; V — Дания 1845—56: C — Мужчин и женщин вместе.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

|  | I | II | III | IV | V  |

|  |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

|  | A  | D  | A | B  | A  | B  | A | B  | C  |

|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Моложе 16-ти лет | 2,2  | 1,2 | 10,5 | 3,2 | 9,6 | 2,4 | 3,2  | 1,0 | 113  |

|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| От 16 до 20 лет | 56,5  | 31,7  | 122,0 | 50,3  | 210  | 85 | 32,3 | 12,2  | 272  |

|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| " 20 " 30 " | 130,5 | 44,5  | 231,1 | 60,8  | 396  | 108  | 77,0 | 18,9  | 307  |

|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| " 30 " 40 " | 155,6 | 44,0  | 235,1 | 55,6  | | | 72,3 | 19,6  | 426  |

|-------------------------------------------------------------------------------------| 551 | 126  |----------------------------------------|

| " 40 " 50 " | 204,7 | 64,7  | 347,0 | 61,6  | | | 102,3 | 26,0  | 576  |

|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| " 50 " 60 " | 217,9 | 74,8  | | | | | 140,0 | 32,0  | 702  |

|-----------------------------------------------------------| | | 906  | 207  |----------------------------------------|

| " 60 " 70 " | 274,2 | 83,7  | | | | | 147,8 | 34,5  | |

|-----------------------------------------------------------| 529,0  | 113,9  |-----------------------------------------------------| 785 |

| " 70 " 80 " | 317,3 | 91,8  | | | | | 124,3 | 29,1  | |

|-----------------------------------------------------------| | | 917  | 297  |----------------------------------------|

| Старше 80 лет  | 345,1 | 81,4  | | | | | 103,8 | 33,8  | 642  |

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Распределение самоубийств по временам года.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

|  | Из каждой 1000 самоубийств в течение целого года приходилось в |

| На:  |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

|  | Дании | Бельгии | Франции | Саксонии | Баварии | Австрии  | Пруссии  | России  |

|  | 1858—65  | 1841—49 | 1835—43  | 1847—58  | 1858-65 | 1858—59 | 1869—72  | 1844—46  |

|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Лето | 312 | 301 | 306 | 307 | 308 | 315 | 290 | 328 |

|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Весну | 284 | 275 | 283 | 281 | 282 | 281 | 284 | 272 |

|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Осень | 227 | 229 | 210 | 217 | 218 | 219 | 227 | 215 |

|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Зиму | 177 | 195 | 201 | 195 | 192 | 185 | 199 | 185 |

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Наклонность к самоубийству в связи с возрастом и семейным положением во Франции (1889—91). Среднее число С. на 1 милл. жит. каждой категории.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

|  | Мужчин | Женщин |

| Возраст |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

|  | Холостых | Женатых  | Вдовцов | Незамужних | Замужних  | Вдов  |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| 15—20 лет | 113 | 500 | — | 79  | 33 | 333 |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| 20—25 | 237 | 97 | 142 | 106 | 53 | 66 |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| 25—30 " | 394 | 122 | 412 | 151 | 68 | 178 |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| 30—40 " | 627 | 226 | 560 | 126 | 82 | 205 |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| 40—50 " | 975 | 340 | 721 | 171 | 106 | 168 |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| 50—60 " | 1434  | 520 | 979 | 204 | 151 | 199 |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| 60—70 " | 1768  | 635 | 1166 | 189 | 158 | 257 |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| 70—80 " | 1983  | 704 | 1288 | 206 | 209 | 248 |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| свыше  | 1571  | 770 | 1154 | 176 | 110 | 240 |

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

М. Губский.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ср.1) Намеренное лишение себя жизни.2) перен. разг. Поступок, ведущий к прекращению какой-л. деятельности того, кто этот поступок совершил. ...
Толковый словарь Ефремовой
2.
  САМОУБИ́ЙСТВО -а; ср. Намеренное лишение себя жизни. Не допускать мысли о самоубийстве. Покушение на с. Покончить жизнь самоубийством. Политическое с. (о поступке, ведущем к невозможности продолжения своей политической деятельности). / Разг. О том, что губительно, опасно для самого себя. Бродить в горам ночью просто с.!Большой толковый словарь русского языка. 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998 ...
Толковый словарь Кузнецова
3.
  -а, ср. Намеренное лишение себя жизни. Покончить жизнь самоубийством. Политическое с. (перен.: поступок, ведущий к совершенному прекращению своей политической деятельности). II прил. самоубийственный, -ая, -ое (спец.). С. акт. ...
Толковый словарь Ожегова
4.
  самоубийства, ср. Намеренное лишение себя жизни. Окончить или покончить жизнь самоубийством. ...
Толковый словарь Ушакова

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины