Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - вино
Вино
Δ.
Вино (история). — Вино, подобно другим хмельным напиткам, вызвало у всех народов множество разнообразных сказаний, касающихся особенно его происхождения. Уже в древнейшую эпоху жизни индоевропейских народов хмельные напитки были известны, и особенно ценился опьяняющий напиток сома, который считался самым священным и благородным даром неба; в честь сомы сочинялись и пелись гимны, записанные в ведах и Авесте, а человек, упившийся этим напитком, считался прорицателем: бог говорил его устами. У греков мы уже встречаем различные взгляды на вино: спартанцы гнушаются его; другие хотя и презрительно смотрят на пьянство, тем не менее ценят этот Вакхов подарок и устраивают от времени до времени в честь его вакханалии (см. это слово). Тогда же являются сказания о происхождении растения, которое дает вино. По этим сказаниям Вакх, нашедши маленькую виноградную лозу, хотел ее пересадить, для чего вложил ее в птичью кость; но на дороге растение стало так быстро расти, что надо было искать другого вместилища: тогда Дионис посадил его в львиную и потом в ослиную кость. Прибыв в Наксос, он посадил лозу в землю вместе с этими тремя костями, и потому люди, пьющие вино, сперва поют как птички, потом становятся львами и наконец обращаются в ослов. В связи с греческим преданием находится другое, более древнее талмудическое предание о том, что, когда Ной садил виноградную лозу, дьявол полил ее кровью овцы, льва, обезьяны и свиньи, вследствие чего вино производит соответственные последствия. В слове Мефодия Патарского говорится, что дьявол научил жену Ноя делать хмельной напиток; с гораздо большими подробностями рассказывается в повести "Отчего уставися винное питие", как черт научил мужика делать водку и как последний разбогател вследствие этого. Нечто подобное повторяется в одной белорусской (Боричевский, "Народные славянские рассказы", 167) и в малорусской (Драгоманов, "Малорусские народные предания и рассказы", 17) сказке, где вино тоже является дьявольским изобретением. Как известно, Лев Толстой обработал это сказание в одной из новейших сказок своих. Богомилы учили "яко вино и жена от диавола естаа" и доказывали, что и здесь виновен главным образом Сатанаил, и таким образом создались легенды о происхождении виноградной лозы (см. это сл.).
И. Л.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
См. в других словарях
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 1252 | |
2 | 1149 | |
3 | 1081 | |
4 | 1076 | |
5 | 871 | |
6 | 680 | |
7 | 636 | |
8 | 624 | |
9 | 622 | |
10 | 611 | |
11 | 589 | |
12 | 578 | |
13 | 573 | |
14 | 568 | |
15 | 562 | |
16 | 559 | |
17 | 546 | |
18 | 538 | |
19 | 513 | |
20 | 511 |