Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - жертва

Жертва

жертва

умилостивительное или благодарственное приношение Богу от плодов земных или из царства животных. Этимологически это слово происходит от глагола жрети, жрать, пожирать (отсюда жрец, см.) — как вследствие представления о том, что приносимое в Ж. потребляется божеством, так и вследствие того, что Ж., по освящении ее, потреблялась самими приносящими. Идея Ж. проникает собой все религии, как древнего, так и нового мира, но формы ее разнообразны до бесконечности. В наиболее чистом виде Ж. представляется в Библии, где она выступает уже в первобытные времена как символ отношений между Богом и человеком. Чувствуя свое ничтожество и свою полную зависимость от Высшего существа, человек старается умилостивить его в случае бедствия или возблагодарить в случае успеха и благоденствия, равно как и просто выразить чувства своей преданности ему, и вследствие этого приносит ему Ж., т. е. жертвует от своего достатка что-нибудь такое, что дорого и приятно ему самому, в предположении, что то же самое будет приятно и божеству. Первые следы Ж. в Ветхом Завете мы видим уже на первых страницах Библии; сыновья прародителей приносили в Ж. Богу — один от плодов земных (Каин), а другой от стад своих (Авель). После потопа обычай жертвоприношений является уже вполне выработавшимся. Патриархи приносят Ж. при всяком выдающемся случае в своей жизни; но только при Моисее вполне выработана была подробная обрядовая регламентация жертвоприношений. Правила о них изложены в книге Левит; они разделялись на пять родов: 1) Ж. всесожжения (см. Всесожжение). 2) Ж. о грехе, 3) Ж. повинности — за невольные и вольные прегрешения; 4) Ж. мира — в выражение благодарности Богу и 5) Ж. бескровная — состоявшая из приношения не животных, а муки, масла, вина и ладана. Как первые четыре рода Ж. означали принесение Богу жизни, так этот последний род означал принесение Ему плодов земли. При необычайных событиях Ж. иногда приносились в огромном количестве. Так, Соломон по случаю освящения храма принес в Ж. 22 тыс. волов и 120 тыс. овец. Отличительной особенностью библейских Ж. было то, что в них весьма сложная обрядность не закрывала основной идеи этого установления, получавшей все большее развитие. Во времена пророков прямо уже ставился вопрос о замене символа самой сущностью дела: вместо того чтобы приносить в Ж. животных или плоды земные, требовалось приносить Богу сердце чистое, по принципу, что правда и милость — выше и благоугоднее Богу, чем кровь и жир баранов и козлов ("Милости хочу, а не жертвы" — господствующий тон пророческих воззрений на этот предмет). В высшем своем значении ветхозаветные Ж. были символом великой Ж. Богочеловека, принесенной им во искупление человечества от первородного греха.

В языческих религиях самая идея Ж. подверглась грубому искажению. Чувственность здесь всегда господствует над идеей, а в некоторых культах Ж. получает кровожадный характер, переходя в полный каннибализм. Так, в семитическом культе Ваала и Астарты этим божествам приносилась в Ж. девическая честь, и у капищ их существовали особые штаты "священных блудниц и блудников" (часто с омерзением упоминаемые в Библии кедешимы и кедошоты). Кровожадность находила себе высшее выражение в человеческих жертвоприношениях, бывших в обычае у многих народов древности, не исключая и классических (в первобытные времена их истории). Хотя с течением времени они и отменялись, но существование их ясно засвидетельствовано памятниками; например, на ассиро-вавилонских памятниках часто можно видеть изображение приношения людей в Ж., во всей обстановке религиозного ритуала. Чаще всего родители приносили в жертву своих детей, господа — рабов, победители — побежденных. Таких безнравственных и каннибальских жертвоприношений совершенно чужда ветхозаветная религия. Новейший критицизм, впрочем, готов усматривать следы их и в Библии, в подтверждение чего ссылается особенно на факт жертвоприношения Авраамом своего сына Исаака и на историю дочери Иеффая. Но приводимые факты нисколько не подтверждают этой мысли. Видеть в жертвоприношении Исаака доказательство существования человеческих жертвоприношений и у евреев, значит упускать из виду значение этого факта, как испытания твердости веры Авраама. Более правдоподобия, по-видимому, имеет ссылка на Иеффая, принесшего в Ж. свою дочь; но и эта история излагается в Библии (Суд., XI, 30-40) с такой таинственной неопределенностью, что факт жертвоприношения в ней может подлежать различным толкованиям, и большинство новейших исследователей склоняется к объяснению, что дочь Иеффая была просто посвящена Богу на служение при Скинии. Во всяком случае Моисеев закон ясно запрещает человеческие жертвоприношения (см. Лев., XVIII, 21; XX, 2-5; Второзак., XII, 31; XVIII, 10), как "мерзость" перед Господом.

Ср. Bähr, "Symbolik d. Mos. Cultus"; Mövers, "Opferwesen der Karthager"; Hartung, "Religion der Römer"; Sykes, "Versuch über die Natur, Absicht u. d. Ursprung der Opfer" (1778).

А. Л.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ж. пожираемое, уничтожаемое, гибнущее; что отдаю или чего лишаюсь невозвратно. | Приношенье от усердия божеству: животных, плодов или иного чего, обычно с сожиганием; | отречение от выгод или утех своих по долгу или в чью пользу; самоотверженье и самый предмет его, то, чего лишаюсь. | Пострадавший от чего-либо есть жертва причин этих. Один бывает невинною жертвою злонамеренности, другой же необузданности своей. Приносить жертву долгу, отечеству, признательности. Отдать или предать что, кого на жертву, дать погибнуть, покинуть в беде, предать. Жертвище ср. идольское требище, капище. Жертвенный, к жертве вообще относящ., для нее предназначенный. | Арх. напрасный, клеветной, обидный. Это поклеп жертвенный. Жертвенная, -ных ср. мн. церк. что приносится в жертву. Заклать жертвенная. | ж. комната, место или простор, где совершается жертвоприношенье; жертвище, капище, требище. Жертвенник м. возвышение различного вида, столик, отрезок столба с украшениями, для принесения жертв божеству, по обрядам веры; он же служил иносказательным изображением любви, дружбы, признательности. Жертвенник, церк. жертовник м. в церквах наших, освященный стол на...
Толковый словарь Даля
2.
  же́ртвасущ., ж., ???Морфология: (нет) кого/чего? же́ртвы, кому/чему? же́ртве, (вижу) кого/что? же́ртву, кем/чем? же́ртвой, о ком/чём? о же́ртве; мн. кто/что? же́ртвы, (нет) кого/чего? же́ртв, кому/чему? же́ртвам, (вижу) кого? же́ртв, (вижу) что? же́ртвы, кем/чем? же́ртвами, о ком/чём? о же́ртвах1. В религии жертвой называют предмет или живое существо, убиваемое, сжигаемое и т. п., которое таким образом приносят в дар Богу (богам). Заколоть жертву. | Окропить кровью жертвы. | Внутренности жертвы вымоет он водою и сожжёт их на жертвеннике.2. Жертвой называют то, что вы отдаёте на нужды церкви, в дар другим людям в качестве добровольного приношения, пожертвования. Жертвы прихожан на строительство храма.3. Жертвой называется добровольный отказ от богатства, жизни для блага других людей, дела и т. д. Принести в жертву свою жизнь, благополучие, состояние. | Обречь себя в жертву высокой цели.4. В шахматах жертвой называют потерю фигуры для создания преимущества в партии, победы. Жертва ферзя. | Позиционная жертва. | В финальной партии гроссмейстер принёс в жертву слона.5. Жертвой называют животное, за которым охотятся хищные звери. Пойманная жертва. | Тигр...
Толковый словарь Дмитриева
3.
  ж.1) Предмет или живое существо, обычно убиваемое, которое приносится в дар божеству.2) То же, что: жертвоприношение (1).3) устар. Дар, пожертвование на что-л.4) Добровольный отказ, отречение в пользу кого-л., чего-л.; самопожертвование.5) Тот, кто подвергся чьему-л. насилию, злому умыслу, пострадал от кого-л., чего-л.6) Тот, кто пострадал или погиб от какого-л. несчастья, неудачи.7) Тот, кто пострадал или погиб во имя чего-л., вследствие преданности чему-л. ...
Толковый словарь Ефремовой
4.
  ЖЕ́РТВА -ы; ж.1. Предмет или живое существо (обычно убиваемое), приносимые в дар божеству по обрядам некоторых религий. Ж. богам. Предназначить кого-л. в жертву. Принести в жертву ягнёнка.2. Устар. = Жертвоприношение (1 зн.). Совершать жертвы. Приносить жертвы богам.3. Устар. Дар, добровольное приношение, пожертвование. Отдал всё состояние в жертву беднякам и убогим. Жертвы прихожан на строительство храма.4. Добровольный отказ от кого-, чего-л. в чью-л. пользу. Готов жизнь отдать в жертву отчизне. Принёс себя в жертву семье, отказавшись от любимого дела. В пятой партии гроссмейстер принёс в жертву коня.5. Тот, кто пострадал или погиб в результате какого-л. несчастья, стихийного бедствия, злого умысла, рокового стечения обстоятельств и т.п. Жертвы голода. Жертвы блокады. Жертвы войны. Землетрясение повлекло за собой множество человеческих жертв. Невинная ж. Стал жертвой клеветы, судебной ошибки. Ж. собственной опрометчивости. Привык считать себя жертвой чужой зависти. ◊ Пасть же́ртвой чего. Погибнуть от чего-л. или ради, во имя чего-л. Приносить, предавать, обрекать и т.п. кого-что в же́ртву кому-чему. Отдавать во власть кому-, чему-л., делать...
Толковый словарь Кузнецова
5.
  -ы, ж. 1. В древних религиях: приносимый в дар божеству предмет или живое существо (убиваемое), а также приношение этого дара (жертвоприношение). Ж. богам. 2. Добровольный отказ от кого-чего-н. в чью-н. пользу, самопожертвование (высок.). Принести себя в жертву семье. 3. кого-чего. О ком-н. страдающем от насилия, несчастья, неудачи. Жертвы кораблекрушения. Тигр набросился на свою жертву. Пожар с человеческими жертвами. Пасть жертвой в борьбе. 4. То же, что пожертвование (стар.). II прил. жертвенный, -ая, -ое (к 1 знач.). Жертвенная кровь. ...
Толковый словарь Ожегова
6.
  жертвы, ж. (книжн.). 1. В древних религиях приносимые в Дар божеству предмет или живое существо (умерщвляемое при этом). Приносить жертву. Принести кого-что-н. в жертву. Человеческие жертвы. || То же, что жертвоприношение. Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон... Пушкин. 2. Дар, пожертвование на что-н. (устар.). Начал подавать им и наш народ, жертвы стекались в определенные места, в редакции журналов... Достоевский. 3. Добровольный отказ, отречение в пользу кого-чего-н., самопожертвование. Мать готова на всякие жертвы ради ребенка. 4. кого-чего. Человек, подвергшийся чьему-н. насилию, злому умыслу, пострадавший от кого-чего-н. Убийца накинулся на свою жертву. Жертвы русского самодержавия. Виселица со своими жертвами страшно чернела. Пушкин. 5. чего. Человек, пострадавший или погибший от какого-н. несчастия, неудачи. Он стал жертвой обстоятельств. Пожар с человеческими жертвами. Жертва уличного движения. Жертва своей неосторожности. 6. чего. Человек, пострадавший пли погибший во имя чего-л., вследствие преданности чему-н. Он пал жертвой честного отношения к делу. Вы жертвою пали в борьбе роковой любви беззаветной к народу....
Толковый словарь Ушакова

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины