Энциклопедия европейского искусства - кандинский
Связанные словари
Кандинский
кандинский
, Василий Васильевич (Kandinsky, Wassily) 1866, Москва — 1944, Нёйи-сюр-Сен, близ Парижа. Художник русского происхождения, работавший в Германии, России и Франции. Один из основоположников абстракционизма. Получил образование юриста в Московском университете (1885—1892). Решив стать художником, в 1896 переехал в Мюнхен, где обучался живописи в школе Ашбе (1897) и в Академии художеств у Штука (1900). В 1901 основал объединение художников "Фаланга". В период 1903—1907 путешествовал по Германии, Австрии, Голландии, Франции, Тунису, неоднократно заезжал в Россию. По возвращении в Германию в 1908 поселился в Мурнау, близ Мюнхена. В 1909 основал "Новый союз художников Мюнхена", а после его распада, в 1911, объединение "Синий всадник", сыгравшее видную роль в истории европейского искусства XX в. В 1912 В. Кандинский и Ф. Марк выпустили в свет альманах под тем же названием. Живописные работы 1900-х отмечены различными влияниями: импрессионизма, постимпрессионизма, фовизма, символизма, русского и немецкого модерна (Одесса. Порт, 1900, Москва, Гос. Третьяковская галерея; Старый город, 1902; Песня Волги, 1906, обе — Париж, Нац. музей современного искусства). В пейзажах конца 1900-х, написанных в Мурнау, форсированные цвета приобретают силу самостоятельной выразительности, пространственные планы колышутся, изображение утрачивает зрительную устойчивость (Мурнау. Двор замка, 1908, Москва, Гос. Третьяковская галерея; Пейзаж с башней, 1908, Париж, Нац. музей современного искусства; Мурнау. Вид с железной дорогой и замком, Мюнхен, Гор. галерея Ленбаххауз). Пейзажные фантазии 1910-х балансируют на грани фигуративности и абстракции, натурные формы всплывают и исчезают в потоках красочных масс (Озеро, Москва, Гос. Третьяковская галерея; Импровизация 9, Штутгарт, Гос. художественная галерея). Абстрактные полотна 1910—1914 сохраняют связь с пейзажным восприятием, однако полыхания цвета, парящие формы, молниеносные росчерки ассоциативно соотносятся и с более общими представлениями о динамических процессах в природе: органическая жизнь, геологические катаклизмы, пульсирующие токи микромира, коловращения в космическом пространстве (Импровизация 30, 1913, Чикаго, Художественный институт; Импровизация. Потоп, 1914, Мюнхен, Гор. галерея Ленбаххауз; Композиция VI, 1913, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Композиция VII, 1913, Москва, Гос. Третьяковская галерея). В 1911 вышла книга Кандинского О духовном в искусстве, ставшая одним из первых опытов обоснования абстракционизма. В теории Кандинского элементы художественной формы (линии, отдельные цвета, простейшие конфигурации) являются носителями первичных смыслов; комбинации таких "чисто художественных", освобожденных от предметности форм-знаков образуют текст, раскрывающий духовное содержание универсума. В 1915 Кандинский вернулся в Россию, где после Октябрьской революции включился в активную педагогическую и организационную деятельность: работал в отделе ИЗО Наркомпроса, в Институте художественной культуры (Инхук), преподавал в Свободных Государственных Художественных мастерских и во Вхутемасе, был избран вице-президентом новосозданной Российской Академии художественных наук (РАХН). В этот период абстрактные формы в живописи Кандинского обретают почти вещественную плотность, а фигуративные трактуются как "сгущения" нематериальных энергий (Москва I, 1916, Москва, Гос. Третьяковская галерея; Сумеречное, 1917; Картина с остриями, 1919, обе — Санкт-Петербург, Гос. Русский музей). В 1921 Кандинский возвратился в Германию и, приняв предложение Гропиуса, приступил к преподаванию в Баухаузе. В 1928 получил германское гражданство. Работа в Баухаузе (в Веймаре и Дессау) продолжалась вплоть до его закрытия в 1933. В 1924 по инициативе Кандинского возникло объединение художников "Синяя четверка" (Кандинский, Клее, Явленский, Файнингер). В 1926 вышло его теоретическое сочинение Точка и линия на плоскости, в котором начала художественного формообразования выводятся из линейных построений. Под воздействием конструктивизма Баухауза сложился новый живописный стиль Кандинского, названный им "лирическим геометризмом". Из "чертежных" элементов (круг, треугольник, квадрат) и их производных формируются сложные фигуры, располагающиеся по параллельным планам или лучеобразно расходящимся осям (Композиция VIII, 1923, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма; Маленькая мечта в красном, 1925, Берн, Художественный музей; Акцент на розовом, 1925, Париж, Нац. музей современного искусства). К концу 1920-х хореография геометрических форм обретает почти сценическую выразительность, являя некую отвлеченную модель сюжетных взаимодействий (Уровни, 1929, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма; Капризное, 1930, Роттердам, Музей Бойманса — ван Бёнингена; Легкое, 1930, Париж, Нац. музей современного искусства). В 1933 Кандинский переселился во Францию, где пребывал до конца жизни. В 1939 принял французское гражданство. В живописи этого периода достигнут определенный синтез предшествующих поисков: мягко изгибающиеся формы заключены в четкий контур и ясно выделяются на однотонном фоне (Доминирующая кривая, 1936; Вокруг круга, 1940, обе — Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма; Мягкий порыв, 1944, Париж, Нац. музей современного искусства). Некоторые из поздних абстракций Кандинского напоминают древние письмена, магические знаки, идеограммы, сближаясь с живописью Миро и предвосхищая направление иероглифической абстракции.Лит.: Кандинский. О духовном в искусстве. М., 1992; Сарабьянов Д. В., Автономова Н. Б. Василий Кандинский: Путь художника. Художник и время. М., 1994; Лакост М. Кандинский. М., 1995; Grohmann W. Wassily Kandinsky. Leben und Werk. Koln, 1958; Lassaigne J. Wassily Kandinsky. Genf, 1964.
В. Крючкова
Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город
Редактор Л. П. Анурова
2006
Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич (1866-1944), живописец и график. Жил в Санкт-Петербурге и Москве. В 1907-14 и с 1921 в Германии и Франции. Один из основоположников и теоретиков абстрактного искусства, автор экспрессивных, динамичных композиций, построенных на сочетании красочных пятен и ломаных линий ("Смутное", 1917).Источник: Энциклопедия "Отечество" ...Русская энциклопедия
2.
КАНДИНСКИЙ Виктор Хрисанфович (1849 89), российский психиатр. Дал классическое определение псевдогаллюцинаций. Труды по проблемам психопатии, применению трудотерапии. ...Современная энциклопедия
3.
Василий Васильевич (1866, Москва – 1944, Нёйи-сюр-Сен, близ Парижа), русский живописец, график, педагог, общественный деятель; один из основоположников абстракционизма. Происходил из семьи нерчинских купцов. В 1885–93 гг. с перерывами учился на юридическом факультете Московского университета. В 1889 г. ездил с этнографической экспедицией в Вологодскую губернию для изучения древнерусской иконописи и народного творчества. По признанию художника, именно интерьеры русских изб научили его «не глядеть на картину со стороны, а самому вращаться в картине, в ней жить». Восхищение национальной стариной на протяжении всей жизни Кандинского соединялось с увлечением немецкой философией и эстетикой, стремлением к серьёзному теоретическому обоснованию своих открытий в искусстве. В 1897–98 гг. Кандинский обучался в Мюнхене в студии А. Ажбе и в Королевской академии художеств у Ф. фон Штука (1900). В 1901–04 гг. возглавил художественное общество «Фаланга». Организовал Новое мюнхенское объединение (1909–11) и, совместно с Ф. Марком, художественную группировку «Синий всадник» (1911–14). Работал в России, Германии и Франции.В. В. Кандинский. «Невеста....Художественная энциклопедия
Вопрос-ответ:
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 541 | |
2 | 519 | |
3 | 516 | |
4 | 497 | |
5 | 489 | |
6 | 488 | |
7 | 479 | |
8 | 464 | |
9 | 462 | |
10 | 459 | |
11 | 456 | |
12 | 455 | |
13 | 453 | |
14 | 440 | |
15 | 440 | |
16 | 435 | |
17 | 431 | |
18 | 430 | |
19 | 427 | |
20 | 408 |