Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия европейского искусства - марк

Марк

марк
, Франц (Marc, Franz) 1880, Мюнхен — 1916, Верден. Немецкий живописец. Изучал теологию и философию в Мюнхенском университете, затем учился в Академии художеств Мюнхена (1900—1902). В 1902 совершил поездку по Италии, в 1903 и 1907 — в Париж. Знакомство с живописью Мане, импрессионистов, Гогена и Ван Гога оказало значительное влияние на становление его собственного стиля. В 1909 поселился в Зиндельсдорфе (Нижняя Бавария). Основные сюжеты живописи Марка — образы животных в ландшафтном окружении. Восприняв мистико-пантеистические идеи немецких романтиков, художник стремился передать "органический ритм, который пульсирует во всех существах". В таких картинах, как Лошадь в пейзаже (1910, Эссен, Музей Фолькванг), Лисица (1911, Вупперталь, Музей фон дер Хейдта), изгибы тел животных перекликаются с волнообразными линиями холмов, являя единство природных ритмов. Чистые насыщенные цвета, по замыслу художника, должны передавать "сущность", скрытую за "видимостью", и потому наделяются символическим значением: синий соответствует мужскому, духовному началу, желтый — женственной мягкости и душевности, красный — грубой и тяжелой материальности. В 1911 Марк присоединился к созданному Кандинским "Новому союзу художников Мюнхена", затем был активным членом объединения "Синий всадник", соредактором (наряду с Кандинским) одноименного альманаха (1912). В период пребывания в Париже в 1912 познакомился с Делоне. Под влиянием Делоне и итальянского футуризма его стиль меняется: появляются отвлеченные лучевидные и параболические формы, рассекающие изображение на фрагменты (Мечтающая лошадь, 1913, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма; Судьба животных, 1913, Базель, Художественный музей). Дальнейшие поиски сверхчувственной сущности влекут художника к абстракционизму (Тироль, 1914; Борющиеся формы, 1914; обе — Мюнхен, Гос. галерея современного искусства). Стремительная творческая эволюция Марка была прервана его участием в сражениях Первой мировой войны и гибелью под Верденом.

Лит.: Lankheit K. Franz Marc. Sein Leben und seine Kunst. Koln, 1976; Franz Marc: Schriften / Hrsg. K. Lankheit. Koln, 1978; Levine F. S. The Apocaliptic Vision. The Art of Franz Marc as German Ezpressionism. New York, 1979.

В. Крючкова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город

Редактор Л. П. Анурова

2006

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  МАРК (Иоанн-Марк) автор второго Евангелия (Евангелие от Марка), считающегося самым ранним (согласно Папию Иерапольскому, записанным со слов апостола Петра) и предназначенного для новообращенных язычников. Участвовал в миссионерских трудах апостола Павла, вместе с ним и с апостолом Петром был в Риме, позднее (согласно Евсевию Кесарийскому) основал христианскую общину в Александрии, где был первым епископом. Память 25 апреля, в Православной церкви также 4 (17) января, 27 сентября (10 октября), 30 октября (12 ноября). ...
Большой энциклопедический словарь
2.
  МАРК, автор> 2-го Евангелия> в Новом Завете (Евангелие от Марка>), спутник апостола Павла. Евангелие от Марка> считается самым ранним из сохранившихся евангелий (датируется 70). Символы Марка> лев, книга> и перо. ...
Современная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины