Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальный словарь - экспозиция

Экспозиция

экспозиция

Вам, быть может, приходилось сталкиваться с этим термином, когда речь шла о посещении музея или выставки: «Экспозиция интересных картин»; «Подготовлена новая экспозиция в краеведческом музее...». И производные от него: экспонируются, экспонаты. Не правда ли, вам понятно, о чем идет речь о показе чего-то: картин, если речь идет о художественной выставке, или каких-то других экспонатов.

Экспозиция в музыкальном произведении это тоже своего рода показ. Показ основных музыкальных тем, знакомство с «героями» сочинения.

Именно в музыке этот термин наиболее близок своему латинскому прообразу: expositio означает изложение. В сонатной форме экспозицией называется первый из трех ее основных разделов. В нем звучат впервые главная и побочная партии, музыкальный материал которых потом послужит основой разработки (о ней вы можете прочесть отдельно).

Главная партия в экспозиции звучит в основной тональности сочинения. Затем следует небольшой связующий раздел, который переводит музыку в тональность побочной партии. После побочной партии следует заключительная часть, которая и завершает экспозицию.

Иногда говорят не главная и побочная партии, а главная и побочная темы. Это неточно, так как часто случается, что та или иная партия включает в себя не одну, а две и даже более тем. Экспозицией называется также изложение, то есть первое проведение темы (или тем, если их больше одной) во всех голосах фуги. Голоса вступают поочередно, причем между их вступлениями могут появиться интермедии, то есть нетематические, связующие эпизоды.

После последнего проведения темы в экспозиции часто звучит интермедия заключительного характера, которая завершает этот раздел фуги. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (лат. expositio изложение, показ, от ехроnо раскладываю, выставляю напоказ) функция частей муз. формы, излагающих муз. мысль (или муз. мысли), в отличие от функции частей развивающих, связующих, репризных и др.; также наименование соответств. разделов в фуге, сонатной форме, рондо-сонате (в 1-й части концерта встречается двойная Э.; см. также Форма музыкальная, Разработка, Реприза, Кода). Э. осуществляет первонач. показ темы (в сонатной форме осн. тем). Для Э. типичны определ. черты гармонии, тематизма и общей структуры, в совокупности составляющие экспозиц. тип изложения муз. материала (по И. В. Способину). Осн. признак этого типа "устойчивость характера и экономия средств" (И. В. Способин, "Музыкальная форма", 1947, с. 30): 1) тональное единство и гармонич. устойчивость при активной смене аккордов; 2) тематич. единство; 3) структурная цельность, наличие сплочённых построений (предложение, период). Общие принципы экспозиц. типа изложения по-разному реализуются в разл. муз. формах (напр., начальный период в простой трёхчастной форме, Э. фуги, Э. сонатной формы) и разл. стилях (одни средства у венских классиков, другие у поздних романтиков, третьи в...
Музыкальная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины