Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальный словарь - экспромт

Экспромт

экспромт

Произнести речь экспромтом, то есть без подготовки; экспромтом прочесть лекцию опять-таки, не готовясь к ней специально; экспромтом устроить веселый вечер с друзьями без предварительных хлопот и приглашений. Каждый из вас, наверное, слышал слово экспромт в подобном значении. Употребляется оно и в музыке, причем значение его сходно с привычным вам.

Латинское expromtus готовый, быстрый, в применении к музыкальному творчеству обозначает пьесу, сочиненную сразу, без подготовки. Слово это родственно импровизации ив обыденной речи, в тех примерах, с которых началось его объяснение, может быть им заменено. В музыке же экспромт и импровизация понятия родственные, но имеющие отличия. Импровизирует музыкант, как правило, непосредственно на концерте, при публике, и существует импровизация только в это время время своего первого и единственного звучания. Экспромтом же композитор называет пьесу, которую, импровизационно создав, он записал. Так, все любители музыки знают экспромты Шуберта. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (от лат. expromptus готовый) инстр. пьеса импровизационного характера. Э. как самостоят. муз. жанр, гл. обр. фп. пьесы, распространился в 19 в. (до этого существовал в лит-ре) в период становления романтич. направления в музыке, в связи с особым значением, придаваемым импровизационности, непосредственности лирич. высказывания в эстетике этого направления. Среди первых произв. в жанре Э. фп. экспромты Я. В. Воржишека ор. 7 (1822); к жанру Э. обращался также Г. А. Маршнер (ор. 22, 23). Классич. образцы жанра Э. ор. 90 и ор. 142 Шуберта (1827, назв. дано издателем), наряду с его же "Музыкальными моментами" оказавшие большое влияние на дальнейшее развитие романтич. фп. миниатюры. В экспромтах Шуберта наметились особенности будущих монотематич. поэмных форм с чертами сонатности (ор. 90 No 1) и собственно миниатюры, своего рода "песни без слов" (ор. 90 No 3); вместе с тем в них ощутимы и генетич. связи с жанрами и формами, сложившимися в музыке венской классич. школы (сонатная форма в Э. ор. 142 No 1; напоминающий менуэт с трио Э. ор. 142 No 2). В творчестве Ф. Шопена закрепилась трактовка Э. как более крупной по форме (напр., по сравнению с его "Прелюдиями") пьесы; в его Э. использована...
Музыкальная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины