Музыкальный словарь - фуга
Связанные словари
Фуга
фуга
Этим словом, ведущим свое происхождение от латинского fuga бег, бегство, побег называется многоголосное полифоническое произведение, сочиненное по особым, весьма строгим законам. В основе фуги лежит, как правило, одна музыкальная тема яркая, хорошо запоминающаяся. Тема эта звучит последовательно в разных голосах (об имитации основном приеме строения фуги вы можете прочесть в соответствующем рассказе).В зависимости от количества голосов фуга может быть трехголосной четырехголосной и т. д. Встречаются в музыкальной литературе фуги, написанные не на одну, а на две или даже три темы. Тогда они называются, соответственно, двойными и тройными. Фуга это высшая, самая сложная форма полифонической музыки. Особенно часто обращался к фуге И.
С. Бах. Как правило, фуга составляет миниатюрный цикл вместе с предшествующей ей прелюдией. Такие циклы, кроме Баха, писал и Шостакович. Иногда фугу предваряют и другие формы, например, фантазия, вариации или хорал.Фуга может быть не только самостоятельным произведением или частью цикла, но и частью или эпизодом крупного сочинения симфонии, оратории, кантаты или реквиема. В симфонии чаще встречается не фуга в полном, законченном виде, а построение вроде фуги, содержащее в себе первые проведения темы и переходящее затем в музыку гомофонного склада.
Такие построения носят название фугато. Маленькая фуга называется фугетта. .Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
(лат., итал. fuga, букв. бег, бегство, быстрое течение; англ., франц. fugue; нем. Fuge). 1) Форма полифонич. музыки, основанная на имитац. изложении индивидуализированной темы с дальнейшими проведениями (1) в разных голосах с имитац. и(или) контрапунктич. обработкой, а также (обычно) тонально-гармонич. развитием и завершением.Ф. наиболее развитая форма имитационно-контрапунктич. музыки, вобравшая всё богатство средств полифонии. Содержательный диапазон Ф. практически неограничен, однако в ней преобладает или всегда ощущается интеллектуальное начало. Ф. отличает эмоциональная наполненность и в то же время сдержанность выражения. Развитие в Ф. естественно уподобляется истолкованию, логич. доказательству выдвинутого тезиса темы; во мн. классич. образцах вся Ф. "выращивается" из темы (такие Ф. наз. строгими в отличие от свободных, в к-рые вводится не связанный с темой материал). Развёртывание формы Ф. процесс изменения первоначальной муз. мысли, в к-ром непрерывное обновление не приводит к иному образному качеству; возникновение производного контраста в принципе не свойственно классич. Ф. (что не исключает случаев, когда симфонич. по...Музыкальная энциклопедия
Вопрос-ответ:
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 1251 | |
2 | 783 | |
3 | 628 | |
4 | 516 | |
5 | 513 | |
6 | 497 | |
7 | 485 | |
8 | 467 | |
9 | 458 | |
10 | 456 | |
11 | 453 | |
12 | 448 | |
13 | 446 | |
14 | 441 | |
15 | 439 | |
16 | 438 | |
17 | 434 | |
18 | 432 | |
19 | 419 | |
20 | 419 |