Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - делонэ

Делонэ

делонэ
ДЕЛОНЭ Томас (Thomas Deloney, 1543 (?) 1600) английский писатель, по профессии ткач, пользовавшийся при жизни большой известностью, особенно в буржуазных читательских кругах, впоследствии забытый и «воскрешенный» только в начале XX в.Д. создатель «производственного романа» XVI века.

В романах: «Jack of Newbery» (Джек из Ньюбери, 1594), «The gentle craft» (Славное ремесло, 1597), «Thomas of Reading» (Томас из Рэдинга, 1612), он воспроизводит быт ремесленных корпораций, переходящих к формам большой индустрии. Эпоха становления мануфактуры нашла в нем своего выдающегося изобразителя. «Славное ремесло» посвящено обувному делу, «Джек из Ньюбери» и «Томас из Рэдинга» романы о производстве сукна.

Центральные образы произведений Д. образы фабрикантов, талантливых организаторов промышленных предприятий. Эти люди, вышедшие зачастую из среды ремесленников, сознают, какую значительную роль в жизни страны им приходится играть, они полны чувства собственного достоинства, они довольно непринужденно беседуют с королем, намекая ему на то, что только буржуазия является достойной опорой трона (притча о трудолюбивых муравьях (буржуа) и праздных бабочках (дворянах) в «Джеке из Ньюбери»).

Их мир отлично организованное производство. Производственные процессы нашли в книгах Д. весьма подробное освещение. Удельный вес глав, посвященных этим процессам, в общей композиции романов довольно значителен. Иногда это кульминационные точки повествования. Автор с величайшей добросовестностью зарисовывает жизнь промышленных предприятий.

Вместе со своими героями он испытывает восторг при виде огромных масс готового, доброкачественного товара. Ему доступна поэзия фабриката и полуфабриката. Однако Делонэ не подчиняет человека вещи; не сумма созданных предметов, не процесс образования товарных ценностей стоит в центре его внимания это только необходимый фон.

В центре человек создатель богатств, активный, работоспособный, властвующий над миром вещей, человек, проникнутый пафосом строительства и приобретательства. Он умеет, когда нужно, покичиться своим богатством, но он постоянно подчеркивает, что его богатство не данное, не унаследованное, но приобретенное, «созданное».

Романы Делонэ единственные в своем роде памятники художественной лит-ры, отражающие психологию буржуа-промышленников эпохи Возрождения, разрушающих мир средневекового ремесла, но еще в известной степени связанных с последним. Отсюда, с одной стороны, жажда обогащения, накопительские настроения, с другой внимательное, полупатриархальное отношение к мастерам-рабочим, демократический дух, характеризующий произведения Д.

Делонэ известен также как автор баллад: «Баллада о гибели Армады», «О неурожае» (навлекла на автора неудовольствие правительства) и других.

Библиография:

I. Сочинения Д. изданы S. Mann’ом, «Works of Th. Deloney». На русск. яз. переведены: Джек из Ньюбери, перев. О. М. Новиковой; Томас из Рэдинга, перев. С. А Полякова, предисл.

П. С. Когана, ред. и вступит. ст. Л. П. Гроссмана, Гиз, М Л., 1928.

II. Гроссман Л. П., Производственный роман в эпоху Шекспира, «Печать и революция», 1927, кн. I; Chevalley A., Thomas Deloney, le roman des metiers au temps de Shakespeare, 1926. .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  , Робер (Delaunay, Robert) 1885, Париж — 1941, Монпелье. Французский художник. Один из основоположников абстрактного искусства. Не получив специального образования, начал заниматься живописью в 1905 под впечатлением от творчества Гогена, Сезанна и Сёра. В процессе освоения системы дивизионизма увлекся теорией М. Э. Шеврёля, эффектом "симультанного цветового контраста". В 1912 примкнул к кубистической группировке "Золотое сечение". К 1909—1911 относятся серии на темы городского пейзажа (Сен-Северен, Эйфелева башня, Город, Башни Лана), в которых кубистически расчлененные формы включаются в экспрессивные динамические композиции (Город № 2, 1910, Париж, Нац. музей современного искусства; Башня, 1910; Красная Эйфелева башня, 1911—1912, обе — Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма). В 1910 женился на русской художнице Соне Терк, которая в дальнейшем стала единомышленником Делоне, соавтором его работ в области оформительского и прикладного искусства. Участие в мюнхенской выставке "Синего всадника" (1911) положило начало многолетним связям Делоне с немецкими художниками. С 1912 Делоне обратился к беспредметной живописи. Композиции серии Окна (1912) выстраиваются из...
Энциклопедия европейского искусства
2.
  ДЕЛОНЕ (Delaunay) Робер (1885 1941), французский живописец. Создатель так называемого орфизма. Красочные декоративные композиции, проникнутые острым ритмом ("Эйфелева башня", 1910). ...
Современная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины