Поиск в словарях
Искать во всех

Античная философия - ириней лионский

Ириней лионский

ириней лионский
ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ (Εἰρηναῖος) (ок. 120 ок. 202/203 н. э.), христианский богослов, отец Церкви, с 177/78 епископ Лионский; умер предположительно в годы гонений на христиан при имп. Септимии Севере. Автор «Обличения и опровержения лжеименного знания» (Ἔλεγχος καὶ ἀνατροπὴ τῆς ψευδωνύμου γνώσεως) в 5-ти кн., известно и сокращенное название «Против ересей», Adversus haereses (apud Hier. De vir. ill. 35), направленного против гностических учений. Среди утраченных произведений И. также было, по свидетельству Евсевия Кесарийского, некое полемическое сочинение «О познании» (Περί ἐπιστήμης), направленное против язычников (Eus. Hist. Eccl. V 26). Фотий отмечает, что некоторые ошибочно приписывали авторство трактата «О сущности Вселенной» И., а не Ипполиту Римскому, ученику И.

Текст «Опровержения» И. известен по греческим фрагментам (у Ипполита Римского, Евсевия Кесарийского, Епифания) и древнему латинскому переводу. Обличая гностицизм, И. подробно излагает систему Валентина как наиболее популярную из всех гностических учений, затем опровергает учеников Валентина, после чего обращается к источникам этих ересей древнейшим гностикам (Симону Магу, Василиду, Карпократу и мн. др.). В результате в первых главах 1-й кн. (Adv. haer. I, 1-8) у И. содержится самое полное изложение гностического мифа, а в целом произведение И. важнейший источник по истории гностицизма и раннего христианства. По И., все гностические ереси восходят к языческой философии и культовой практике (мистериям).

Одновременно, в ходе опровержения гностиков, И. формулирует основные пункты истинной теологии. Он сохраняет апофатические посылки апологетов, но решительно устраняет из идеи о Боге всякие намеки на изменение и развитие. Бог всегда равен и подобен себе (II 13, 8); отсюда следует, что Сын-Логос со-вечен Отцу, а его ипостасное бытие не связано с актом творения. Т. обр., И. заменяет космологическое понимание Логоса онтологическим: Бог вечно раскрывает себя через Логос, вторую ипостась, которая одна только не-тварна (IV 6, 3; 14, 1). В христианском учении для И. рефлективный элемент не так важен как элемент собственно религиозный. Поэтому особое место у него занимает учение о спасении, в связи с которым он намечает некоторые пункты антропологии (соотношение плоти, души и духа в человеке V 9, 1) и этики (спасение отчасти зависит от человека; душа не бессмертна, если не уподобится высшему совершенству V 16, 2). Христос для И. не просто Ум или Логос, а Бог живой, воплотившийся и принявший смерть ради спасения человечества. Можно сказать, что И. восстановил важнейшее, экзистенциально-антропологическое измерение христианства, потесненное абстрактной «философичностью» апологетов.

Соч.: Irenaeus. Adversus haereses. Ed. W. Harvey. Vol. 1-2. Camb., 1857; Irénée de Lyon. Contre les hérésies I. Éd. par A. Rousseeau et L. Doutreleau. Vol. 1-2. P., 1979; Ириней Лионский. Пять книг против ересей. Пер. П. Преображенского. М., 1868.

Лит.: Schoedel W. R. Philosophy and Rhetoric in the Adv. haereses of Irenaeus, VChr 13, 1959, p. 22-32; Donovan M. A. Irenaues in Recent Scholarship, SecondCent 4, 1984, p. 219-241; Федченков С. А. Святой Ириней Лионский. Серг. П., 1917; Афонасин Е. В. «В начале было...»: античный гностицизм в свидетельствах христианских апологетов. СПб., 2002; Сагарда Н. И. Лекции по патрологии I-IV веков. М, 2004.

М. А. СОЛОПОВА

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция

П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин

2008

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ (Ειρηναίος ο Λουγδούνου επίσκοπος) (ок. 130 — ок. 202), отец и учитель Церкви, крупнейший христианский богослов 2 в. Родом из Малой Азии, в юности был учеником св. Поликарпа Смирнского. Был пресвитером в Лионе (Лугдунуме), ок. 177 стал епископом, принял мученичество во время гонений Септимия Севера. Он примирил восточных и западных христиан в вопросе о дате празднования Пасхи, выступил защитником апостольской веры от гностицизма. Его важнейшее сочинение — “Обличение и опровержение лжеименного знания” ("Έλεγχος και ανατροπή της ψευδονύμου γνώσεως) в 5 книгах, написанное на греческом языке и сохранившееся в древнем латинском переводе (“Против ересей”, Contra Haereses). Ириней отвергает небиблейское гностическое учение о двух божествах (в частности, у Валентина), видя в этом отрицание христианской сотериологии (учения о спасении). Только осуществленный Христом акт воплощения сделал возможным реальное спасение и “обожение” человека. Само искупление состоит в восстановлении, “возглавлении” (recapitulatio, άνακεφαλαίωσις) Христом человечества и всего нарушенного грехопадением миропорядка, что позволяет...
Философская Энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины