Поиск в словарях
Искать во всех

Китайская философия. Энциклопедический словарь - шао юн

 

Шао юн

шао юн

Шао Яофу, Шао Канцзе, прозв. Байюань сяньшэн ("учитель из Байюаня").1011, Фанянь или Гунчэн (совр. уезд Хуэйсянь пров. Хэнань), 1077Философ, основоположник нумерологич. (см. Сян шу чжи сюэ) направления в неоконфуцианстве. Традиционно причисляется к создателям неоконфуцианства "пяти учителям эпохи Сун" наряду с Чжоу Дуньи, Чжан Цзаем, Чэн И и Чэн Хао, с последними тремя был дружен. Вел уединенный образ жизни, занимаясь исключительно науч. трудом. Осн. соч. "Хуан цзи цзин ши" ("Свыше предопределенное управление миром"), "Юй цяо вэнь да" ("Вопросы и ответы рыбака и дровосека"), "Ичуань цзи жан цзи" ("Сб. (произв.) о вспахивании земли в Ичуане").Основываясь на комментирующей части "Чжоу и", Ш.Ю. связал даос, космогонич. построения с учением Мэн Кэ (4 3 вв. до н.э.) о познании, создав целостное учение об идеальной ("прежденебесной" сянь тянь) структуре Вселенной, единосущной человеч. сознанию и психике ("сердцу" синь (1)) и выраженной в системе нумерологич. соответствий, где "числа" (шу (1)) и "образы" (сян (1)), воплощенные в триграммах и гексаграммах (см. Гуа) "Чжоу и", суть абсолютно адекватные выражения всех вещей и явлений. Свое учение Ш.Ю. называл нумерологией (сян шу чжи сюэ) по аналогии с одним из направлений ицзинистики ("науки о "(Чжоу) и" и сюэ) эпохи Хань (3 в. до н.э. 3 в. н.э.), или "учением о прежденебесном" (сянь тянь сюэ). В созданных им графич. схемах последовательности триграмм и гексаграмм, традиционно приписываемые мифич. основателю кит. цивилизации Фуси, Ш.Ю. трактовал как выражение идеального порядка общемировых трансформаций ("превращений" хуа), т.е. принципов, существовавших до возникновения Неба и Земли, "прежденебесный план" (сянь тянь ту). У Ш.Ю. он выступал воплощением "Великого предела" (тай цзи), к-рый прямо отождествлялся им с дао и рассматривался как некий график мирового процесса.Развивая тезис Мэн Кэ: "Вся тьма вещей имеет полноту во мне" и вытекающие из него идеи самосовершенствования как условия "упорядочения" Поднебесной, Ш.

Ю. идентифицировал человеч. "сердце" с "Великим пределом" и дао, а само "учение о прежденебесном" с "законом сердца". Из "сердца" как из тождественного ему "прежденебесного плана" исходят "тьма превращений и тьма дел", поэтому следование "закону сердца" должно обеспечить идеальный миропорядок. Космологич. схему "Си цы чжуани" (4 в. до н.

э.): "Одно рождает двоицу образов, двоица образов рождает четыре символа, четыре символа рождают восемь триграмм", Ш.Ю. связал с картиной развертывания "Великого предела" в процесс мировых трансформаций: "Великий предел это одно, он недвижим (бу дун, см. Дун цзин), рождает двоицу, двоица есть дух (шэнь (!)).

Дух рождает числа, числа рождают символы, символы рождают орудия (ци (2))", т.е. вещи феноменального мира. Их "правильное" взаимодействие м.б. обеспечено сохранением "сердца" "Великого предела" "в неподвижности", аналогичной "покою (цзин (2), см. Дун цзин) в построениях Чжоу Дуньи, что показывает близость его учения взглядам Ш.Ю.Неподвижность "Великого предела" противостоит Небу, Земле и всему сущему, к-рые "имеют концы и начала", т.

е. неминуемо приходят к упадку и разрушению. Этому закону неизбежно подчиняется человеч. об-во. Его регресс и кончина подчиняются универсальным циклич. закономерностям: два периода расцвета эпохи правления "императоров" (хуан), затем "государей" (ди (1)) сменяются периодами упадкаправления "царей" (ван (1)), затем разрушения правления "деспотов" (ба).

Под влиянием буд. историософии разработал концепцию космич. циклов, структурно подобных году: цикл, равный 129600 годам, состоит из 12 эпох, те из 30 "оборотов" каждая, "оборот" включает 12 поколений по 30 лет. Начало цикла обозначается гексаграммой, выражающей равновесие сил инь ян, а заканчивает его гексаграмма, обозначающая максимум силы инь (1). В первую эпоху цикла рождается Небо, во вторую Земля, в третью человек, шестая вершина обществ, гармонии, пик к-рой пришелся на 3-е тыс. до н.э., после чего нарастание силы инь (1) ведет Вселенную к концу в завершение 12-й эпохи. Затем начнется новый цикл. Нумерологич. построения Ш.

Ю. тяготеют к применению четверичной матрицы (четыре времени года по два на период развития до максимума каждой из дуальных космич. сил; четыре небесных тела солнце, луна, звезды, знаки зодиака; четыре земных субстанции вода, огонь, земля, камень; четыре вида правителей и т.п.), удобной для операций с 64 гексаграммами.Взгляды Ш.Ю. оказали большое влияние на развитие нумерологич.

методологии науки и философии в позднесредневек. Китае, в т.ч. отразились в теории классич. кит. медицины.*Ичуань цзи жан цзи. Цз. 1-20 // СБЦК. Папка 151. Т. 1702 5. Шанхай, 1929; Хуан цзи цзин ши шу. Шанхай, 1936; Виногродский Б.Б. (пер.) Числа перемен цветов сливы (Мэй хуа и шу). Киев, 1993; Uu Da (tr.). I Ching Numerology: Based on Shao Yung's Classic "Plum Blossom Numerology". S.F., 1979;**Шестакова Т.Г. К вопросу о филос. основе история, концепции конфуцианства. // Из истории кит. философии: становление и осн. направления (даосизм, буддизм, неоконфуцианство). М., 1978; Буров В.Г. Мировоззрение кит. мыслителя XVII века Ван Чуань-шаня. М., 1979. С. 42 44; Fung Yu-lan. A History of Chinese Philosophy. Vol. 2. Princ., 1952 3; Harlez Ch. de. L'ecole philosophique moderne de la Chine ou systeme de la nature (Sing-Li). Brux., 1980. P. 77 110; Cairns G.E. Philosophies of History: Meeting of East and West in Cycles Pattern Theories of History. N.Y., 1962. См. также лит-ру к ст. Неоконфуцианство, Сян шу чжи сюэ.А.Г. Юркевич

Китайская философия. Энциклопедический словарь

2009

.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины