Энциклопедия постмодернизма - дас ман - das маn (нем. мan - неопределенно-личное местоимение)
Дас ман - das маn (нем. мan - неопределенно-личное местоимение)
понятие, введенное в "Бытии и Времени" Хайдеггера (1927) при анализе неподлинного существования человека. Хайдеггер отмечает, что существует такая озабоченность настоящим, которая превращает человеческую жизнь в "боязливые хлопоты", в прозябание повседневности. Основная черта подобной заботы ее нацеленность (как практически-деятельного, так и теоретического моментов) на наличные предметы, на преобразование мира.
С одной стороны, сама эта нацеленность анонимна и безлика, с другой она погружает человека в безличный мир (М.), где все анонимно. В этом мире нет и не может быть субъектов действия, здесь никто ничего не решает, и поэтому не несет никакой ответственности. Анонимность М. "подсказывает" человеку отказаться от своей свободы (толпа как выразитель М. не принимает осмысленных решений и не несет ни за что ответственности) и перестать быть самим собой, стать "как все". Мир М. строится на практике отчуждения; в этом мире все "другие", даже по отношению к самому себе человек является "другим"; личность умирает, индивидуальность растворяется в усредненности."Мы наслаждаемся и забавляемся, как наслаждаются; мы читаем, смотрим и судим о литературе и искусстве, как видят и судят; мы удаляемся от "толпы", как удаляются; мы находим "возмутительным" то, что находят возмутительным". Главная характеристика мира повседневности это стремление удержаться в наличном, в настоящем, избежать предстоящего, т.
е. смерти. Сознание человека здесь не в состоянии отнести смерть (конечность, временность) к самому себе. Для повседневности смерть это всегда смерть других, всегда отстранение от смерти. Это приводит к размытости сознания, к невозможности обнаружить и достичь своей собственной сущности (самости).Повседневный способ бытия характеризуется бессодержательным говорением, любопытством и двусмысленностью, которые формируют "обреченность миру", растворение в совместном бытии, в среднем. Попытка вырваться из беспочвенности М., прояснить условия и возможности своего существования, может осуществляться лишь благодаря совести, которая вызывает существо человека из потерянности в анонимном, призывает человека к "собственной способности быть самостью".
В.Н. Семенова .Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 338 | |
2 | 330 | |
3 | 327 | |
4 | 326 | |
5 | 325 | |
6 | 325 | |
7 | 325 | |
8 | 325 | |
9 | 324 | |
10 | 324 | |
11 | 322 | |
12 | 321 | |
13 | 319 | |
14 | 318 | |
15 | 316 | |
16 | 315 | |
17 | 315 | |
18 | 308 | |
19 | 286 | |
20 | 283 |