Энциклопедия постмодернизма - кинетическое искусство
Кинетическое искусство
художественное направление в неоконструктивизме (см. Неоконструктивизм), ориентированное на создание динамических моделей, призванных передать сущность движения (конкретного движущегося предмета) и созданных из различных (как правило, программно случайных) технических элементов. В качестве самостоятельного художественного направления конституируется в первой половине 1960-х.
Основоположником и классиком К.И. является Ж.Тингели ("Олимпия", "Портрет машины" и др.). Элементы произведения К.И. могут быть как принципиально разнородными (конструкции Ж.Тингели), так и строго определенными (например, "кинетика гвоздей" Г.Юкера), однако общим для всех произведений К.И. является их программная антистатичность: бытие художественного произведения К.
И. неизменно есть его функционирование (визуализация силовых линий электромагнитного поля на плоскости, усыпанной металлическими стружками, под которой движется магнит; циркуляция воздушных пузырьков в аэродинамической трубе; регулярное разворачивание и сжатие упругих спиралей; подобное броуновскому движение стеклянных шариков в полом и прозрачном подвижном цилиндре и т.
п.). Важнейшим для К.И. жанром является конституированный в его контексте жанр "саморазрушающегося произведения", например, динамическая конструкция "В знак уважения к Нью-Йорку" Ж.Тингели, включающая в себя как работающие механические моторы, так и принципиально случайные элементы конструкции (см.Коллаж), взаимодействие которых должно было по замыслу привести к деструкции всей композиции (см. Саморазрушающееся произведение). В эволюции К.И. отчетливо просматривается тенденция на его синтез с иными направлениями художественного модернизма (см. Модернизм): на ранних стадиях развития с искусством opart (см. Op-art), позднее с авангардом "новой волны" (см.
"Новой волны" авангард). Таким образом, К.И. может быть рассмотрено как особый этап формирования синтетического искусства, фундированного идеей органичного соединения в процессе художественного творчества приемов различных видов искусства (см. Синтетическое искусство). К.И. также выступило важной вехой в эволюции парадигмы "машинного искусства" в контексте художественного модернизма (см.
Машинное искусство). Кроме того, с точки зрения постмодернистской ретроспективы, может быть зафиксировано, что К.И. во многом способствовало становлению в современной культуре парадигмы трактовки художественного произведения в качестве конструкции (см. Конструкция) и конституирования парадигмы деконструктивизма (см. Деконструкция).
М.А. Можейко .Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 338 | |
2 | 330 | |
3 | 327 | |
4 | 326 | |
5 | 325 | |
6 | 325 | |
7 | 325 | |
8 | 325 | |
9 | 324 | |
10 | 324 | |
11 | 322 | |
12 | 321 | |
13 | 319 | |
14 | 318 | |
15 | 316 | |
16 | 315 | |
17 | 315 | |
18 | 308 | |
19 | 286 | |
20 | 283 |