Энциклопедия постмодернизма - означаемое
Означаемое
термин, используемый в семиотике для определения содержательной ("умопостигаемой") стороны знака, отсылающий к "понятию" ("знак" связывает не вещь и ее название, но понятие и его акустический образ). О. неразрывно связано с означающим и не может существовать без последнего. Термин "О." использовался и стоиками (греч. термин semainomenon "понимаемое", "подразумеваемое"), и средневековыми философами (Августин использовал для его обозначения латинский термин signatum), однако детальную разработку получил в концепции де Соссюра.
Моррис использовал близкий по смыслу термин "десигнат". Деррида полагал, что понятие (трансцендентального) О. лежит в основе фундаментальной для логоцентристской традиции западной философии концепции репрезентации и мыслится как нечто внеположное языку и существующее до него, нечто, "имеющее место" и умопостигаемое еще до своего "(грехо)падения", до изгнания во внеположность посюстороннего чувственного мира".
По мысли Деррида, своей сугубо умопостигаемой гранью О. отсылает к абсолютному логосу, а в средневековой теологии оно всегда было повернуто к "слову и лику божьему". По сути основоположным О. можно считать бытие. О., таким образом, призвано олицетворять истину или смысл, уже созданные логосом и существующие в его стихии; оно (как и понятие знака в целом) выступает в качестве наследника логоцентризма, которое идет рука об руку с определением бытия сущего как наличности.
(См. Соссюр, Означающее, Знак, Трансцендентальное означаемое, Означивание.) А. Р. Усманова .Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 336 | |
2 | 329 | |
3 | 325 | |
4 | 324 | |
5 | 324 | |
6 | 323 | |
7 | 323 | |
8 | 323 | |
9 | 323 | |
10 | 322 | |
11 | 321 | |
12 | 320 | |
13 | 318 | |
14 | 316 | |
15 | 314 | |
16 | 314 | |
17 | 313 | |
18 | 307 | |
19 | 285 | |
20 | 281 |