Энциклопедия постмодернизма - забыть фуко
Забыть фуко
Дискурс Фуко зеркало тех стратегий власти, которые он описывает. По Бодрийяру, для Фуко существуют лишь "метаморфозы" политики: "превращение деспотического общества в дисциплинарное, а затем в микроклеточное... Это огромный прогресс, касающийся того воображаемого власти, которое нами владеет, но ничего не меняется в отношении аксиомы власти: ей не отделаться... от своего обязательного определения в терминах реального функционирования".
Бодрийяр формулирует проблему: может и сама сексуальность (о которой так много писал Фуко), как и власть, "близится к исчезновению"? Если, по Фуко, буржуазия использовала секс и сексуальность, чтобы наделить себя исключительным телом и авторитетной истиной, а затем под видом истины и стандартной судьбы навязать их остальному обществу, то не исключено, что этот симулякр плоть от плоти буржуазии, и что он исчезнет вместе с ней.Главный тезис Фуко, по Бодрийяру, в этом тематизме таков: подавления секса никогда не было, существовало предписание о нем высказываться, существовало принуждение к производству секса. Всей западной культуре был предписан сексуальный императив. "Спираль", которую предлагает Фуко: "власть знание наслаждение" /об отношении Фуко к понятию "желание" см.
"Желание и наслаждение" (Делез) А.Г./. Подавление это никогда не подавление секса во имя чего бы то ни было, но подавление посредством секса. Секс осциллирует в модели Бодрийяра между "производством" и "соблазном", противостоящим производству. Для европейской культуры сексуальное стало исключительно актуализацией желания в удовольствии.
По мысли Бодрийяра,"мы культура поспешной эякуляции". Наше тело не имеет иной реальности, кроме реальности сексуальной и производственной модели. Сексуальный дискурс, согласно Бодрийяру, "создается в подавлении... В подавлении и только там секс обладает реальностью и интенсивностью... Его освобождение это начало его конца". Мы сделали секс необратимой инстанцией (как и власть), а желание силой (необратимой энергией). Власть и желание процессы необратимые. Это обеспечивает сексуальности мифическую власть над телами и сердцами. Но это же делает ее хрупкой. [См. также Сексуальность в постмодернизме, Соблазн, Порнография, "Надзирать и наказывать" (Фуко).] A.A. Грицанов .Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 343 | |
2 | 333 | |
3 | 331 | |
4 | 329 | |
5 | 329 | |
6 | 328 | |
7 | 327 | |
8 | 327 | |
9 | 327 | |
10 | 326 | |
11 | 325 | |
12 | 325 | |
13 | 322 | |
14 | 320 | |
15 | 320 | |
16 | 318 | |
17 | 318 | |
18 | 312 | |
19 | 291 | |
20 | 289 |