Поиск в словарях
Искать во всех

История философии - бем

Бем

бем

или Бем (Bohme, Bohm) Якоб (Иаков) (1575-1624) немецкий теософ, гностик, мистик. Родился в бедной крестьянской семье. До 10 лет пас скот, обучался сапожному ремеслу. Странствовал. Читал Библию, сочинения Парацельса, В. Вейгеля, немецких мистиков. К этому времени относится его посвящение в таинства мистики кем-то, кто предсказал ему будущую духовную миссию.

Неоднократно испытывал божественные видения. В состоянии особого духовного восхищения Б. пишет свое первое сочинение 'Aurora, или Утренняя заря в восхождении, то есть корень или мать философии, астрологии и теологии на истинном основании, или Описание природы, как все было и как стало вначале' (1612). Шесть лет Б. находился под 'домашним арестом' с запретом писать.

Нападки и преследования духовенства подняли его авторитет среди протестантских модернистов, близких к розенкрейцерству. В последующие годы выходят его книги, послания, молитвы. Главные его сочинения: 'О трех принципах божественной сущности' (1619), 'О троякой жизни человека', 'Пансофское таинство' (1620), 'Теоскопия, или Драгоценные врата к божественному созерцанию' (1622), 'О воплощении Слова', 'Christosophia, или Путь ко Христу', 'Mysterium magnum или Комментарий на первую книгу Бытия' и др.

Б. создал единую диалектическую мировоззренческую систему, основанную на сочетании натурфилософии и мистики. Источником своего учения Б. называет Божественное откровение. Его теософия содержит толкование библейских мифов, насыщена поэтическими образами, символична. Основа его учения мистика Абсолюта, метафизика духа.

Ментально-духовная система Б. имеет аналогии с идущими с Востока древнейшими знаниями о космической эволюции Божественных сил и человека. Первоначально, по Б., Бог есть вечный покой, все и ничто, единое, содержащее все существа, но Себя не сознающее. Через самосозерцание Бог делается Своим зеркалом и, оставаясь единым, пробуждает желание, которое есть огонь и через него Бог открывает и познает Себя в диалектике развития образов и идей.

(По мысли Б., Бог сотворил все вещи из ничего, и это нечто Он сам.) Человек, первоначально одаренный девственной мудростью, с появлением желаний, нисходит в земную жизнь. Бог посылает свое собственное сердце, Сына, чтобы попрать смерть. Завершение истории Б. видит в восхождении человеческого духа и в единении его с Богом. Согласно Б., 'книга, в которой заключены все тайны, есть сам человек; он сам есть книга всех сущностей, так как он есть подобие божества, великая тайна заключена в нем'. Б. является фокусом немецкой мистической и философско-религиозной традиций, идущей от М. Экхарта. Под влиянием идей Б. находились французский мистик Л.К.С. Мартен, Шлегель, Шеллинг, Гегель. Фейербах изложил теософию Б. в 'Истории новой философии' (1833). Энгельс называл Б. 'предвестником грядущих философов'. В Россию идеи Б. начали проникать с 17 в. через масонов. Н.М. Новиков печатает молитвы Б. Переводы книг Б.

широко распространяются среди дворянства, тайных обществ, переписываются, издаются. Особую популярность имел 'Серафимский цветник или духовный экстракт из всех писаний Иакова Бема, собранный в весьма полезную ручную книжку, могущую в рассуждении великого таинства в завете соединения души с Богом возжигать сердце и ум к молитве...'.

В 19 в. благодарные земляки воздвигли в г. Гер-лиц памятник Б. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  БЁМ БЁМ БЁМ (Bцhm) Карл (род. 1846 – ум. 1911) – влиятельный венг. философ; профессор в Колошваре. В своей осн. работе «Der Mensch und seine Welt» (6 тт., 1883 – 1912), на которой сказалось влияние Конта, Канта, а также влияние нем. идеализма (Шеллинг), он развивает философскую антропологию, разрабатываемую им в метафизику духа и содержащую учение о ценностях, в основе которого лежит понятие ценности самого себя. БЁМЕ (Bцhrne) Якоб (род. 1575, Альтзейденберг, близ Герлица – ум. 17 нояб. 1624, Герлиц) – нем. мистик, сапожник; друзья называли его «Philosophus Teutonicus», т.е. «нем. философ», а враги – «Sartor antichristus» («сапожник-антихрист»). Опираясь на работы Валентина Вейгеля, Парацельса и Швенкфельда, он создал сложную систему космологии: из первоосновы, которая представляет собой вечное единство, безмолвие без сущности, вечный покой и ничто, силой стремления к «нечто» порождается божество, потом Богом – вечная природа, затем властью божьей – духовный мир и как последнее порождение – земной мир. Во всем, даже в Боге, заключено как доброе, так и злое начало. Глубокое учение Беме о Боге и Вселенной было воспринято как настоящая философия и истинная вера во всем протестант,...
Философская Энциклопедия

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины