Поиск в словарях
Искать во всех

История философии - элементы

Элементы

элементы

(лат. elementum стихия, первовещество; калька греч. stoiheia, от stoihos члены ряда, т.е. первоначально буквы алфавита) в ранней древнегреческой философии четыре первоначальных вещества (земля, вода, огонь, воздух) и как 'пятый элемент' (лат. quinta essentia 'пятая сущность') ночь либо эфир. Впервые в традиционном смысле употреблено Платоном (обозначение Э.

как правильных многогранников). Аристотель придал Э. статус универсального понятия онтологии, космологии, гносеологии и др. В древнекитайской философии Э. металл, земля, вода, дерево, огонь. Э. в древнеиндийской философии эфир, вода, огонь, ветер, земля. В алхимии Э. сера, серебро, соль и т.д. После постулирования Юнгиусом тезиса о том, что земля являет собой неисчислимое множество Э., Бойль сформулировал определение Э. как веществ, неразложимых на более простые вещества. В настоящее время под Э. подразумеваются составные части сложного целого. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ЭЛЕМЕНТЫ (лат. elementa семантическая калька греч. στοιχεία, от στοίχος ряд, собств. член ряда), термин античной философии, первоначально «буквы» (алфавита), затем простейшие начала, элементы (старославянская транскрипция «стихии»). Уже атомисты сравнивали сочетания атомов с порождением «из одних и тех же букв» различных текстов (фр. 240 ЛУРЬЕ). Впервые элементы (стойхейа) как метафорическое обозначение простейших чувственных тел встречаются у Платона (Theaet. 20le), что подтверждается свидетельством Евдема (фр. 31 Wehrli), согласно которому Платон первым ввел этот термин как обозначение физических элементов (ср. Soph. 252b). Для Платона, однако, «элементы» не четыре «корня» Эмпедокла (земля, вода, воздух, огонь), а составляющие их правильные многогранники (Tim. 46b, 56b). У Аристотеля метафора стирается, и элемент становится философским термином, употребляющимся очень широко от онтологии и космологии до гносеологии и теории доказательства (см. описание его различных употреблений в 3-й гл. 5-й кн. «Метафизики»), сохраняя общее значение «первичной, имманентной составной части, неделимой по виду», т. е. «качественно» (Met. 1014a25). Из четырех «причин» (архе)...
Античная философия
2.
  ЭЛЕМЕНТЫ (лат. elementum стихия, первовещество; калька греч. stoiheia, от stoihos члены ряда, т.е. первоначально буквы алфавита) в ранней древнегреческой философии четыре первоначальных вещества (земля, вода, огонь, воздух) и как "пятый элемент" (лат. quinta essentia "пятая сущность") ночь либо эфир. Впервые в традиционном смысле употреблено Платоном (обозначение Э. как правильных многогранников). Аристотель придал Э. статус универсального понятия онтологии, космологии, гносеологии и др. В древнекитайской философии Э. металл, земля, вода, дерево, огонь. Э. в древнеиндийской философии эфир, вода, огонь, ветер, земля. В алхимии Э. сера, серебро, соль и т.д. После постулирования Юнгиусом тезиса о том, что земля являет собой неисчислимое множество Э., Бойль сформулировал определение Э. как веществ, неразложимых на более простые вещества. В настоящее время под Э. подразумеваются составные части сложного целого. ...
Новейший философский словарь
3.
  ЭЛЕМЕНТЫ ЭЛЕМЕНТЫ (лат. elementa — семантич. калька греч. , от — ряд, собственно — член ряда), термин антич. философии, первоначально — «буквы» (алфавита), затем — простейшие начала, элементы (ста-рослав. транскрипция — «стихии»). Уже атомисты (№ 240 Лу.) сравнивали сочетания атомов с порождением «из одних и тех же букв» различных текстов. Впервые Э. (стойхейя) как метафорич. обозначение простейших чувств. тел встречаются у Платона («Теэтет» 201 е), что подтверждается свидетельством Евдема (фр. 31 Wehrli), согласно которому Платон первым ввёл этот термин как обозначение физич. элементов (ср. «Софист» 252 b). Для Платона, однако, «Э.» — не четыре «корня» Эм-педокла (земля, вода, воздух, огонь), а составляющие их правильные многогранники («Тимей» 46 b, 56 b). У Аристотеля метафора стирается, и элемент становится филос. термином, употребляющимся очень широко — от онтологии и космологии до гносеологии и теории доказательства (см. описание его различных употреблений в 3-й гл. 5-й кн. «Метафизики»), сохраняя общее значение «первичной, имманентной составной части, неделимой по виду», т. е. «качественно» («Метафизика», 1014 а 25). Из четырёх «причин» (см. Архе) Э....
Философская Энциклопедия
4.
  (лат. elementum — стихия, первовещество; калька греч. stoiheia, от stoihos — члены ряда, т.е. первоначально буквы алфавита) — в ранней древнегреческой философии четыре первоначальных вещества (земля, вода, огонь, воздух) и как "пятый элемент" (лат. quinta essentia — "пятая сущность") — ночь либо эфир. Впервые в традиционном смысле употреблено Платоном (обозначение Э. как правильных многогранников). Аристотель придал Э. статус универсального понятия онтологии, космологии, гносеологии и др. В древнекитайской философии Э. — металл, земля, вода, дерево, огонь. Э. в древнеиндийской философии — эфир, вода, огонь, ветер, земля. В алхимии — Э. — сера, серебро, соль и т.д. После постулирования Юнгиусом тезиса о том, что земля являет собой неисчислимое множество Э., Бойль сформулировал определение Э. как веществ, неразложимых на более простые вещества. В настоящее время под Э. подразумеваются составные части сложного целого. A.A. Грицанов ...
Философский словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины