Поиск в словарях
Искать во всех

История философии - энциклопедия

Энциклопедия

энциклопедия
(греч. enkyklios круг, 'завершенный цикл' дисциплин; paedia воспитание, образование, культура) понятие европейской интеллектуальной (философской и педагогической) традиции. Словосочетание 'enkyklios paedia' появляется в 1 в. до н.э. у Дионисия Галикарнасского, но сама данная идея традиционно относима к творчеству Гиппия Элейского (вторая половина 5 в.

до н.э.), преподававшего, согласно Платону, 'энциклопедические знания'. Во французском языке (как идея) Э. впервые упоминается Ф.Рабле, упоминавшем о 'кладезях и безднах Э.'. Первоначально (в Древней Греции) речь шла о некоем минимуме знаний, который были обязаны освоить свободные юноши для полноценного включения в общественную и экономическую жизнь полиса.

Значимость этой идеи состояла в том, что постулировалась возможность и позитивность существования определенного информационного ценза количественного параметра процесса социализации личности. В средневековой традиции допускалась достижимость аккумуляции всех актуальных для верующего человека знаний в конечном объеме (В.Бовэ). Первая (печатная) философская Э. 'Философская жемчужина' Грегора Рейша, исповедника императора Максимилиана I (ок. 1496) включала 12 частей: натурфилософия, логика, психология, этика и 8 других, не собственно философских.

(При этом предполагалась обращенность энциклопедических знании к широкой публике, а не только к специалистам.) Сугубо философская первая Э. Джованни Баттиста Бернардо 'Семинарий или Лексикон в трех томах с индексами по философии Платона, перипатетиков, стоиков' (Венеция, 1582-1585). В 17 в.: 'Философский реперторий' Н.Бурхарди, 'Философский лексикон' Р.

Гокленгиуса, после которых многие термины стали общеупотребительными в профессиональной среде. Сам термин 'Э.', введенный в оборот во второй половине 16 в., обозначал трактат, содержащий целостную совокупность данных общеобразовательного либо специального характера. В историко-философской традиции наиболее известны: 1) Э. Д'Аламбера, Дидро, Руссо, Вольтера, Гольбаха и др.

(1751-1780). По Д'Аламберу, Э. излагает 'порядок и последовательность человеческих знаний'; 2) 'Энциклопедия философских наук' Гегеля (1817). (По замечанию Аверинцева, 'будучи в значительной степени платоническим по типу своего вдохновения, Ренессанс, в общем, избегал формализованного порядка. Темы 'Опытов' Монтеня по своей широте могут показаться своего рода разрозненной энциклопедией; нельзя, однако, зная Монтеня, вообразить, чтобы он пожелал увидеть разрозненное собранным.

Так вот, если проводить классификацию по вышеназванному признаку, энциклопедисты, видевшие в том же Монтене своего предшественника, довольно неожиданно оказываются вовсе не в его обществе, но в обществе ненавистных им создателей средневековых схоластических сводов, какими были, например, Винцент из Бове, автор 'Великого зерцала', или Фома Аквинский с обеими своими 'Суммами'.

) В современной трактовке Э. являет собой компендиум устоявшихся и апробированных, легитимированных научным сообществом знаний в определенной области. Быстрый рост популярности в последней трети 20 в. научных дисциплин 'маргинального', 'пограничного' характера, экспоненциальный рост специальных знаний, развитие компьютерных банков данных снижают значимость самой идеи Э.

для ученых-профессионалов, сохраняя при этом ее статус как 'моментальной', 'сиюминутной' характеристики меры и степени конвенциализма, присущего той или иной области знания. В постмодернизме выступает символическим обозначением текста, организованного как лабиринт или ризома в отличие от структурно-одномерного 'словаря' (Эко). .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (греч. enkyklios круг, paedia образование) понятие европейской интеллектуальной (философской и педагогической) традиции. Первоначально (в Древней Греции) речь шла о некоем минимуме знаний, который были обязаны освоить свободные юноши для полноценного включения в общественную и экономическую жизнь полиса. Значимость этой идеи состояла в том, что постулировалась возможность и позитивность существования определенного информационного ценза количественного параметра процесса социализации личности. В средневековой традиции допускалась достижимость аккумуляции всех актуальных для верующего человека знаний в конечном объеме (В. Бовэ). Первая (печатная) философская Э. "Философская жемчужина" Грегора Рейша, исповедника императора Максимилиана I (ок. 1496) 12 частей: натурфилософия, логика, психология, этика и 8 других, не собственно философских. Сугубо философская первая Джованни Баттиста Бернардо "Семинарий или Лексикон в трех томах с индексами по философии Платона, перипатетиков, стоиков" (Венеция, 1582-1585). В 17 в.: "Философский реперторий" Н. Бурхарди, "Философский лексикон" Р. Гокленгиуса, после которых многие термины...
Новейший философский словарь
2.
  “ЭНЦИКЛОПЕДИЯ” “ЭНЦИКЛОПЕДИЯ”, “Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел” (Encyclopйdie ou dictionnaire raisonnй des sciences, des arts et des mйtiers) — французская энциклопедия, изданная в 1751—80 в Париже Д.Дидро. Поводом для ее публикации послужило желание французского книготорговца ле Бретона переиздать вышедший в Англии в 1720-х гг. двухтомный энциклопедический словарь Э. Чемберса. К изданию был привлечен Дидро, который и стал главным организатором и главным редактором “Энциклопедии”, быстро переросшей рамки небольшого переводного труда. За 30 лет было издано 35 томов, включая 10 томов иллюстраций и несколько томов справочных сведений. Вместе с Дидро главным редактором стал известный французский математик и философ д'Аламбер, который ушел с этого поста в 1758, оставив руководство одному Дидро. “Целью “Энциклопедии”, — писал Дидро в одноименной статье, — является собирание и сведение воедино разрозненных по всей земле знаний и изложение их общей системы людям, которые будут жить после нас с тем, чтобы труд прошедших веков не остался бесполезным для веков грядущих и чтобы наши потомки, становясь образованными, в то же время...
Философская Энциклопедия
3.
  (греч. enkyklios — круг, "завершенный цикл" дисциплин; paedia — воспитание, образование, культура) — понятие европейской интеллектуальной (философской и педагогической) традиции. Словосочетание "enkyklios paedia" появляется в 1 в. до н.э. у Дионисия Галикарнасского, но сама данная идея традиционно относима к творчеству Гиппия Элейского (вторая половина 5 в. до н.э.), преподававшего, согласно Платону, "энциклопедические знания". Во французском языке (как идея) Э. впервые упоминается Ф.Рабле, упоминавшем о "кладезях и безднах Э.". Первоначально (в Древней Греции) речь шла о некоем минимуме знаний, который были обязаны освоить свободные юноши для полноценного включения в общественную и экономическую жизнь полиса. Значимость этой идеи состояла в том, что постулировалась возможность и позитивность существования определенного информационного ценза — количественного параметра процесса социализации личности. В средневековой традиции допускалась достижимость аккумуляции всех актуальных для верующего человека знаний в конечном объеме (В.Бовэ). Первая (печатная) философская Э. — "Философская жемчужина" Грегора Рейша, исповедника императора...
Философский словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины