История философии - итеративность
Итеративность
(Но: повторение иногда и повторяет повторение.) По мысли Деррида, в тех случаях, когда самотождественная сущность отсутствует, каждое повторение оказывается 'иным' по сравнению со своим предшественником. Повторяющееся единство вещи, понятия или явления одновременно повторяет 'отсутствие', замещая его место, в результате всякий раз оказываясь 'другим'.
Деррида в этом контексте настаивает на принципиальной возможности изначального присутствия 'другого' в структуре понятия, вещи или явления (ср. 'свое иное' у Гегеля). И. также оказывается обусловливающей и еще одну потенциально мыслимую структурную возможность: отсутствие самого повторяемого. В этом случае, по Деррида, повторение, повторяя, 'отчуждается', становясь 'другим' и дислоцируясь в 'другом' месте.
Эпистемологическим следствием данной концептуальной схемы выступает дальнейшее постижение и конкретизация механизмов осуществления такой мыслительной операции, как идеализация. Согласно каноническим схемам, идеальное (независимо от воздействия эмпирических актов и событий, которые пытаются деформировать его) способно к бесконечному повторению, оставаясь при этом самотождественным.
Фундирована такая возможность допущением осуществимости бесконечного числа актов повторения. По мысли Деррида, И. является условием возможности и невозможности самотождественности идеального, конституируя, с одной стороны, то 'минимальное тождество', которое и подразумевается идеальным по отношению к 'эмпирии', и в то же время ставя под сомнение тождество и этого 'минимального тождества'. В таком контексте, поскольку И. является условием возможности и невозможности 'минимального тождества' повторяемого, подрываемого возможностью повторения, она выступает также условием возможности 'дубликации': вещь, понятие или явление, согласно Деррида, всегда предполагают в своей структуре актуальный потенциал удвоения.С точки зрения Деррида, И. позволительно толковать как систематизирующий термин, сопряженный со всем понятийным комплексом так называемых 'неразрешимостей', ибо она также может интерпретироваться как: а) иное обозначение differance, предполагающего структурную возможность пространственно-временной смысловой различенности присутствия; б) иное обозначение дополнительности в той степени, в которой последняя суть пространство повторения-замещения отсутствия; в) иное обозначение следа, поскольку 'самостирание' последнего осуществимо именно как результат возможности повторяемости.
Актуализируя и артикулируя эвристический потенциал осмысления проблемы 'бесконечного в границах конечного', концепт И. у Деррида одновременно демонстрирует осуществимость вынесения соответствующих мыслительных операций 'за скобки' полагавшегося ранее абсолютным интервала 'конечность бесконечность'. .См. в других словарях
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 450 | |
2 | 423 | |
3 | 417 | |
4 | 417 | |
5 | 386 | |
6 | 375 | |
7 | 372 | |
8 | 370 | |
9 | 361 | |
10 | 357 | |
11 | 356 | |
12 | 350 | |
13 | 348 | |
14 | 336 | |
15 | 334 | |
16 | 327 | |
17 | 325 | |
18 | 323 | |
19 | 317 | |
20 | 310 |