Поиск в словарях
Искать во всех

История философии - киники

Киники

киники
одна из основных составных частей мировой истории философии, характеризующаяся ярко выраженной самобытностью. Радикальная демифологизация осуществлялась в древнекитайской культуре как бы изнутри мифосознания через переосмысление мифологической модели мира при сохранении ее общей структуры, прежде всего, принципа единосущности макрои микрокосма, поэтому базисной интенцией китайского философского мышления была идея органического единства человека и мира. Органицизм мышления обусловил понимание вещей как подвижных, текучих образований: 'ци', универсальный субстрат мира, трактуется как непрерывная среда динамических колебаний, поляризуемая действием противоположных сил 'ян' и 'инь' (света и тьмы, напряжения и податливости); каждая вещь содержит в себе начала 'инь' и 'ян', поочередно доминирующие и обеспечивающие пульсацию перемен. Эмпирически наличное состояние дел постоянно должно приводиться в соответствие с изначальной гармонией великой триады Небо Человек Земля, поэтому китайское философское мышление характеризуется отчетливо выраженным практицизмом. Знание 'чжи' предмета включает не только его описание, но и предписание к действию: обладать знанием значит прежде всего 'знать свое дело'.

В центре внимания китайских мыслителей находились этико-политические проблемы, поскольку деятельность по упорядочению Поднебесной (социума) понималась как важнейший фактор поддержания вселенской гармонии. Уже в период Западного Чжоу (нач. I тыс. до н.э.) оформилась одна из центральных категорий китайской мысли 'дэ', обозначающая силу порождения и упорядочения.

Благодаря силе 'дэ' Небо (Небо-и-Земля) порождает и взращивает все сущее. Правитель 'ван', являясь Сыном Неба, приобщается к 'великому дэ Неба и Земли' (космоса) и распространяет его на мириады людей, гармонизируя Поднебесную. В свою очередь, на мир и благополучие, царящие в Поднебесной, Небо отвечает правильным порядком природных процессов, хаос же в обществе вызывает природные катаклизмы. 'Золотым веком' китайской философии является период 6-3 вв. до н.э. В это время возникли конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, школа натурфилософов и школа имен. В условиях, когда власть чжоуского вана стала чисто номинальной, состояние дел в Поднебесной осознается как зависящее от 'дэ' каждого человека. Родоначальники двух основных течений китайской философии Конфуций и Лао-цзы вводят u связи с этим категорию 'дао' пути как мерила должного индивидуального поведения. Накопление 'дэ' достигается познанием 'дао' и следованием ему; обладание знанием оказывается важным средством гармонизации Поднебесной.

Конфуций и Лао-цзы разрабатывают взаимодополнительные модели познания 'дао'. Для Конфуция характерна опора на формальную упорядоченность человеческого поведения посредством строгого следования правилам церемониала 'ли'. Воплощением знания выступает 'благородный муж' ('цзюнь цзы'), посредством жесткого самоконтроля обуздывающий природно-хаотическое начало в человеке.

В противовес конфуцианскому культуроцентризму даосизм выдвигает стратегию 'следования естественности'. Отказ от всякой преднамеренности и целенаправленности в действии (принцип 'недеяния' 'у вэй') позволяет совершенномудрому приобщится к 'дао' как общемировому естественному ритму событий. При империи Хань (3 в. до н.э. 3 в. н.э.

) конфуцианство приобрело статус официальной идеологии и впоследствии на протяжении столетий оказывало огромное воздействие на облик традиционной китайской цивилизации. Даосское учение трансформировалось в так называемый 'религиозный даосизм', занятый преимущественно решением проблемы бессмертия и образующий неортодоксальную составляющую китайской духовной культуры.

Развитие философской мысли в Китае характеризовалось традиционностью: для нее характерна исключительная стабильность круга основных философских проблем и категорий, а преимущественными формами философского творчества являлись комментарии и компиляция канонических произведений. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  КИНИКИ (греч. οἱ Κυνικοί, лат. cynici циники), школа киников, одна из т. н. сократических философских школ; основателями считаются, по разным данным, сократик Антисфен Афинский и Диоген Синопский. Киническое движение просуществовало не менее 800 лет, с 4 в. до н. э. по 4 в. н. э.; поскольку традиция была почти прервана в период 2-1 вв. до н. э. и затем возобновлена, можно говорить о двух периодах в истории кинизма: раннем (древнем) и римском. Название школы происходит от прозвища Диогена κύων «пес», по другому объяснению от афинского гимнасия «Киносарг» (Κυνόσαργες), где занимался с учениками Антисфен. Большинство исследователей признают, что учеба Диогена Синопского у Антисфена является позднейшей легендой с целью утверждения непрерывного школьного преемства от киников к Сократу. (В признании этого преемства были со своей стороны заинтересованы стоики, стремившиеся возвести непрерывную цепочку к Сократу от Зенона через Кратета: Сократ Антисфен Диоген Кратет Фиванский Зенон из Кития). Основные представители. С киническим направлением традиционно связывают деятельность Антисфена, Диогена Синопского, Кратета Фиванского,...
Античная философия
2.
  см. СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ. ...
Новейший философский словарь
3.
  КИНИКИ КИНИКИ (греч. kinikoi; лат. cynici — циники) — одна из т.н. сократических филос. школ Др. Греции. Ее представители (Антисфен, Диоген Синопский, Кратет и др.) стремились не столько к построению законченной теории бытия и познания, сколько к отработке и экспериментальной проверке на себе определенного образа жизни. Главное, что от них осталось в сознании последующих поколений, — это не трактаты, которые они писали, а преимущественно анекдоты: бочка Диогена, его просьба к царю Александру Македонскому: «Отойди и не засти мне солнца»; брак Кратета, осуществляемый прямо на площади, и т.п. Примитивность кинического философствования, поражающая при сравнении с виртуозной диалектикой платонизма и аристотелизма, — лишь оборотная сторона стремления всецело сосредоточиться на одной, и притом наиболее простой идее. Мыслить по-кинически — только средство; цель — жить по-кинически.Учение К., созданное в условиях кризиса антич. полиса людьми, не имевшими своей доли в гражданском укладе жизни (основатель кинизма Антисфен был незаконнорожденным), обобщает опыт индивида, который может духовно опереться лишь на самого себя, и...
Философская Энциклопедия
4.
  (греч. kinikoi; лат. cynici циники) одна из т.н. сократических филос. школ Др. Греции. Ее представители (Антисфен, Диоген Синопский, Кратет и др.) стремились не столько к построению законченной теории бытия и познания, сколько к отработке и экспериментальной проверке на себе определенного образа жизни. Главное, что от них осталось в сознании последующих поколений, это не трактаты, которые они писали, а преимущественно анекдоты: бочка Диогена, его просьба к царю Александру Македонскому: "Отойди и не засти мне солнца"; брак Кратета, осуществляемый прямо на площади, и т.п. Примитивность кинического философствования, поражающая при сравнении с виртуозной диалектикой платонизма и аристотелизма, лишь оборотная сторона стремления всецело сосредоточиться на одной, и притом наиболее простой идее. Мыслить по-кинически только средство; цель жить по-кинически.Учение К., созданное в условиях кризиса антич. полиса людьми, не имевшими своей доли в гражданском укладе жизни (основатель кинизма Антисфен был незаконнорожденным), обобщает опыт индивида, который может духовно опереться лишь на самого себя, и предлагает этому индивиду осознать свою...
Философский словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины