Поиск в словарях
Искать во всех

История философии - псевдо-дионисий ареопагит

Псевдо-дионисий ареопагит

псевдо-дионисий ареопагит

(от греч. член Ареопага, судебной коллегии в античных Афинах) христианский неоплатоник 5 или начала 6 в., представитель поздней патристики. Наиболее известными мыслителями, ассоциировавшимися с П.-Д.А., выступали: Петр Ивер (412-488), Север Антиохийский и др. Главное сочинение П.-Д.А. 'Corpus Areopagiticum' включает четыре трактата ('О божественных именах', 'О небесной иерархии', 'О церковной иерархии', 'О мистическом богословии') и десять посланий.

Труды П.-Д.А. (в переводе на латинский язык, осуществленным Иоанном Скотом Эриугеной) стали известны на Западе с 9 в. и стали предметом комментариев Фомы Аквинского, М.Фичино и др. Сочинения П.-Д.А. написаны от имени персонажа новозаветных 'Деяний апостолов' (17, 34) образованного гражданина Афин, обращенного в христианство в 1 в.

проповедью апостола Павла, первого христианского епископа своего города. (Данная точка зрения просуществовала до 16 в.) Первая полемика по поводу трудов П.-Д.А. датируется 533 (дискуссия между православными богословами, отрицавшими их аутентичность, и адептами монофизитства). В дальнейшем сомнения в подлинности 'Corpus Areopagiticum' высказывали Л.

Валла, Эразм Роттердамский и др.: ряд особенностей трактатов и посланий П.-Д.А. (стилистика, культовые реалии, текстуальные заимствования из Прокла) требуют датировать их периодом не позже второй половины 5 в. В основании миропредставления П.-Д.А. лежит неоплатоническое представление о принципиальной неописуемости и неопределимости Бога наряду с идеей об условной осуществимости богопознания посредством построения иерархии аналогий.

(Так, по мысли П.-Д.А., Бог неизречен, 'Божественный мрак' таинственен, 'Божественный свет' недосягаем 'по причине преизбытка сверхсущностного светолития' и незрим 'по причине чрезмерной ясности'.) Иерархическая онтология, присущая неоплатонизму, апплицируется П.-Д.А. на сопряженную социальную проблематику: 'церковная иерархия' выступает прямым продолжением 'иерархии небесной'.

Так, по версии П.-Д.А., мировая лестница выглядит так: 'пресветлый мрак', единый Бог серафимы, херувимы, престолы; господства, силы, власти; начала, архангелы, ангелы (это строение 'небесной иерархии'). Далее епископы, священники, диаконы; монахи, члены христианской общины, оглашенные. Ниже церковной иерархии остальной мир: разумные существа, живые неразумные существа, безжизненные тела.

Образ церкви у П.-Д.А. акцентированно статичен: иерархия людей прямое продолжение иерархии ангелов суть цепь отражений чистого света в ничем незамутненных зеркалах. Эта последовательность, согласно П.-Д.А., и задает стройный распорядок таинств святой церкви. (Эстетическая интерпретация П.-Д.А. картины мира как иерархии света оказала значимое воздействие на средневековую эстетику.

) Учение П.-Д.А. как система философской теологии включало в себя три рода теологии: катафатическую (Бог, 'будучи Всем во всем и Ничем в чем-либо, всеми познается из всего и никем из чего-либо'), символическую и мистическую (в ее рамках: апофатическую теологию и теологию сверхумного экстаза как высшей формы познания Бога). Для раскрытия божественной природы П.

-Д.А. предлагались два пути богословствования: апофатический (по отношению к божественной единичности) и катафатический (по отношению к божественной троичности). Благодаря этим двум методам выявляется бесконечная степень абсолютно всех мыслимых предикаций 'божественного мрака' Единого, так что Он может именоваться, к примеру, различающимся тождеством подвижного покоя.

Сверхмыслимый Бог, по П.-Д.А., заключает в себе черты плотиновской благой единицы и бесформенной 'умной материи'. Христос же выступает наподобие неоплатонического числа, 'утверждая согласие между частями и целым'. При неоплатонической категории простой математической единичности Бога слова бессмысленны и в поэтическом космосе вовсе не нужны.

Поэтому, по мысли П.-Д.А., умный экстаз Плотина есть бессловесное 'упрощение' до числовой единицы. Только в Троице, замечает П.-Д.А., которая при этом по своей божественной фигуре геометрически равна одному, обретает деятельное (энергийное) значение любая словесность, выявляющая сущности. Отсюда катафатическое богословие, созерцающее Троицу, призвано исследовать любые имена, фиксирующие сущность предметов; следовательно, божественные Имена являются основным ее предметом. На основании этого П.-Д.А. утверждал, что благодаря пресвятой Троице 'все рождаемое на небесах и на земле получает бытие и наименование'.

Бог включает в себя все умные потенции и энергии, поэтому зло не участвует в действительном протекании сущего. Оно есть лишь оскудение и недостаток добра: 'злу даруется бытие по воле случая, и проявляться оно может только в чем-то ином, поскольку не имеет собственного бытия'. Абсолютного зла не может быть вовсе, т.к. оно есть полнейшее отсутствие божественного Блага.

В традиции, заложенной П.-Д.А., специфическую трактовку получили понятия 'трансцендентный' и 'имманентный'. Трансцендентным человеческому мышлению считается восхождение от дольнего мира к миру горнему, что составляет предмет апофатического метода богословствования, имманентный же нисхождение от горнего мира к дольнему, что составляет предмет апофатического метода богословствования. Учение П.-Д.А. обрело официальный статус в православии византийского канона благодаря его интерпретации Максимом Исповедником. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ПСЕВДО-ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ ПСЕВДО-ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ (Dionisios Areopagi-tus, т.е. член Ареопага, древней судебной коллегии в Афинах) — христианский мыслитель 5 или нач. 6 в., представитель поздней патристики. Трактаты и послания П.-Д. А. написаны от имени персонажа новозаветных «Деяний апостолов» — образованного афинянина 1 в., обращенного в христианство проповедью апостола Павла; но первое известие о сочинениях П.-Д. А. связано с религиозным собеседованием между православными и монофиситами в Константинополе в 533. Фразеология и стилистика П.-Д. А., бытовые реалии, упоминаемые им в контексте символических истолкований, наконец, следы прямого использования текстов Прокла, выявленные в кон. 19 в. Г. Кохом и Й. Штигльмайром, — все это в совокупности не позволяет датировать «Ареопагитический корпус» («Corpus Areopagiticum»), как его принято называть в науке, ранее втор. пол. 5 в.; некоторые дополнительные данные указывают на сирийскую среду. Ш.И. Нуцубидзе и (независимо от него) Э. Хонигман предложили идентифицировать П.-Д. А. с монофи-ситским церковным деятелем и мыслителем Петром Ивером, уроженцем Иверии (вост. Грузии), епископом Маюмы (близ Газы);...
Философская Энциклопедия
2.
  (от греч. член Ареопага, судебной коллегии в античных Афинах) — христианский неоплатоник 5 или начала 6 в., представитель поздней патристики. Наиболее известными мыслителями, ассоциировавшимися с П.-Д.А., выступали: Петр Ивер (412—488), Север Антиохийский и др. Главное сочинение П.-Д.А. — "Corpus Areopagiticum" — включает четыре трактата ("О божественных именах", "О небесной иерархии", "О церковной иерархии", "О мистическом богословии") и десять посланий. Труды П.-Д.А. (в переводе на латинский язык, осуществленным Иоанном Скотом Эриугеной) стали известны на Западе с 9 в. и стали предметом комментариев Фомы Аквинского, М.Фичино и др. Сочинения П.-Д.А. написаны от имени персонажа новозаветных "Деяний апостолов" (17, 34) — образованного гражданина Афин, обращенного в христианство в 1 в. проповедью апостола Павла, первого христианского епископа своего города. (Данная точка зрения просуществовала до 16 в.) Первая полемика по поводу трудов П.-Д.А. датируется 533 (дискуссия между православными богословами, отрицавшими их аутентичность, и адептами монофизитства). В дальнейшем сомнения в подлинности "Corpus Areopagiticum" высказывали Л.Валла, Эразм Роттердамский и др.:...
Философский словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины