История философии - софиология
Софиология
Проблема Софии становится центральной в миросозерцании Соловьёва, связывая все его как философское, так и поэтическое творчество и выражая, в конечном счете, наиболее существенные элементы философии всеединства ('София', 'Чтения о Богочеловечестве', поэма 'Три свидания' и др.). С трудом уходя от гностических мифологем, Соловьёв постоянно уточнял свои софиологические идеи, неоднозначность которых вызвала в последующем самые различные интерпретации.
Чаще всего у Соловьёва отмечается посредствующий характер Софии, отнесенной в разных аспектах и к Божественному, и к тварному миру. В самом Абсолюте София второй полюс, непосредственная возможность бытия, первая материя, в мире это тело Богочеловека Иисуса Христа, собирающего в единый богочеловеческий организм все человечество.София в этом смысле является идеальным человечеством, социальным идеалом, определяющим цель и направленность исторического процесса как процесса Богочеловеческого. В 'Смысле любви' Соловьёва София предстает в аспекте Вечной женственности, достаточно двусмысленной идеи, поскольку так и остается неясным, есть ли София нетварное женское начало в лоне самого Божества, или это тварное начало, приобретающее образ Божий.
Вечная женственность, согласно Соловьёву, совершенная для Бога, должна реализоваться и воплотиться в многообразии форм и степеней как 'живое духовное существо' для человечества. Концепция Вечной женственности оказала значительное влияние на творчестве русских поэтов-символистов. Критически перерабатывая учение Соловьёва, Е.
Н.Трубецкой ('Миросозерцание Вл. С. Соловьёва', 'Смысл жизни') относит Софию только к области трансцендентного, отвергая ее раздвоение на тварную и нетварную и связывая прежде всего с вопросом о свободе воли человека. София не посредница между Богом и миром, а творческий замысел Божий о мире, который есть и его цель, живая творческая сила, по отношению к которой каждый волен самоопределиться.
Отказываясь быть сотрудником Софии, человек отсекает себя от полноты бытия. Для Флоренского ('Столп и утверждение Истины') София не метафизическая сущность, логически определяемая, но религиозная реальность, постигаемая интуитивно. В самом широком понимании София это тварное бытие с точки зрения божественного замысла о нем, субстантивированный образ, который реально может быть представлен в виде софийной иерархии восхождения к Богочеловеку. В наиболее систематической форме С. представлена у Булгакова ('Философия хозяйства', 'Свет невечерний', трилогия 'О Богочеловечестве'). Булгаков рассматривает Софию как соединяюще-разъединяющее, посредствующее между Богом и миром начало, имеющее ипостасную природу. В обращении к Богу София есть его образ, идея, имя. В отношении к миру вечная основа мира, горний мир умопостигаемых вечных идей. В поздних трудах Булгаков постулирует существование тварной Софии, воспроизводя во многом гностические идеи, за что в свое время он критиковал Соловьёва.Философско-историческую интерпретацию С., где личность Софии как всеединая тварно-человеческая личность мыслится в качестве потенции становления твари, а история человечества выступает тем самым в качестве индивидуации высшей всеединой души, дает Карсавин ('Философия истории'). Неразвернутая модель интерпретации С. в духе имеславия и символизма представлена Лосевым.
(см. также София.) .См. в других словарях
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 452 | |
2 | 423 | |
3 | 417 | |
4 | 417 | |
5 | 386 | |
6 | 375 | |
7 | 373 | |
8 | 372 | |
9 | 362 | |
10 | 357 | |
11 | 357 | |
12 | 351 | |
13 | 348 | |
14 | 336 | |
15 | 335 | |
16 | 328 | |
17 | 325 | |
18 | 323 | |
19 | 317 | |
20 | 310 |