Поиск в словарях
Искать во всех

История философии - сверх-я

Сверх-я

сверх-я

(Супер-Эго, Идеальное-Я, Идеал-Я, Я-Идеал) понятие и гипотетический конструкт; традиционно используется представителями интеллектуальных направлений, постулирующих идею о принудительно-репрессивном характере по отношению к человеческому 'Я' институтов социализации, а также структур социальности и позиций 'трансцендирования' /о последнем в данном контексте см.

3) настоящей статьи А.Г., T.K./. 1) В учении Фрейда А). Часть Я (Эго), в котором инициируются и развиваются главные составляющие комплекса совести, моральных черт, идеалов и рефлексивных способностей человека: самоконтроля, самонаблюдения и т.п.; представитель всех моральных ограничений и источник стремлений к нравственному совершенствованию.

Б). Сфера осуществления процессов родительных интроекций. Понятие 'С.' впервые появилось в работе Фрейда 'Я и Оно'. Предполагается, что С. отлично от сознания тем, что, включая в себя элементы бессознательного, описывается в понятийных рядах общей теории психологии (а не этики).

Кроме этого, инициируемые С. санкции и табу принадлежат к прошлому опыту индивида и нередко вступают в конфликт с ценностями настоящего. Несмотря на то, что в психоанализе интроекция родителей в сферу С. трактуется основополагающим психическим процессом, конституирующим последнее, в современном фрейдизме господствует точка зрения, согласно которой С.

не может точно воспроизводить интроецированные образы родителей, ибо в юном возрасте ребенок наделяет внешние объекты преимущественно собственными характеристиками и свойствами. Избыточные жесткость и радикализм С. нередко объясняются в этом контексте повседневным насилием индивида над собственными чувствами в детстве, а также проявлением черт Эдипова комплекса.

Энергетической основой С. полагаются импульсы агрессии, продуцируемые Оно: в случае направленности агрессивных актов на самого индивида имеет место моральный мазохизм (обращение садизма против себя, присущий неврозам навязчивых состояний или, по Фрейду, когда 'желание мучать превращается в самоистязание и самонаказание'). Психотерапевтическая и психоаналитическая коррекция С.

традиционно осложнена сочетанием в его структуре результатов 'архаических' младенческих интроекций, с одной стороны, и компонентов обретенного на базе жизненного опыта человека рефлексивного самосознания, с другой. 2) В языковых играх некоторых субъектов контркультуры 1960-1970-х Бог.

Репертуары интеллектуально-нравственного террора, осуществляемого идеологами 'новых левых', предполагали деструкцию основополагающих общественных идеалов с целью разрушения основ капитализма. В 1960-е ниспровержение С.-Бога акцентированно носило карнавально-эротический характер, фундированный романтическим утопизмом и кросс-культурным молодежным языком универсальных символов-паролей.

Разрушение большей части сакральных табу в ходе сексуальной революции результировалось в эмоциональном пресыщении значительной совокупности людей и травмирующем проникновении бессознательного в сферу сознания. Коллективные и индивидуальные проблемы рядовых представителей постиндустриального общества были редуцированы бюрократическими социальными институтами до уровня вопросов терапевтического порядка: соответствующие фантазмы и 'фанатизмы' устранялись интенсивным психоанализом, пропагандой поведенческих ритуалов и ценностных смыслов реинкарнации, освоением пространств и техник медитации системной многомерной психотерапией эпохи нового нарциссизма.

Последний предполагал в качестве собственной сверх-задачи обретение возможности преодоления любящего Другого Бога. По мысли Фуко, данные процедуры поэтапно трансформируют историю как сферу Божественного промысла в сферу осуществления Логоса Другого: соответственно изменяется и статус С. в иерархии уровней мотивации человеческого поведения. 3) Согласно Мамардашвили, организация человека в качестве 'существующего существа' осуществляется посредством 'постоянного сознания себя в актах мышления' или в состоянии 'трансцендентального сознания' одного из конституирующих начал С. По мысли Мамардашвили, 'сверхчеловеческое' это некое предельное для человека состояние, лишь устремляясь к которому, лишь через собственное отношение к которому человек способен создать себя в качестве человека. Переинтерпретируя мысль Декарта о том, что для воспроизводства бытия требуется вдвое больше усилий, чем для его творения, Мамардашвили утверждает: 'Онтологическое устройство бытия воспроизводит себя лишь с включением нашего усилия...'. 'Личностные основания' мыслей людей, по Мамардашвили, могут быть охарактеризованы 'принадлежностью другому пространству и времени': 'нравственность должна иметь де факто некоторые абсолютные основания вневременного'.

В таком контексте 'трансцендирование' предполагает не существование абсолютного вневременного мира, а, напротив, означает 'выход человека за данную ему стихийно и натурально ситуацию, за его природные качества, способность соотнести себя с чем-то не в природе лежащем'. Как полагал Мамардашвили, трансцендирование позволяет выходить за рамки и границы любой культуры, любой идеологии, любого общества и находить основания своего бытия вне зависимости от их временных изменений: 'без форм и изначальных надындивидуальных устоев человек отбрасывается в сферу исторического бессилия, 'немоготы'.

Ведущими принципами трансцендирования Мамардашвили считает 'принципы трех К': а) декартовский принцип cogito любые события происходят не без участия сознания; б) кантовский принцип, постулирующий право человека на осмысленность особые умопостигаемые объекты, дающие возможность совершить акт познания или моральной оценки; в) принцип Кафки, предполагающий ситуацию абсурда и заставляющий человека выходить из нее, искать смыслы.

С точки зрения Мамардашвили, трансцендирование это не просто форма, это 'бесконечная форма всякой актуальности', это свобода самоосуществления. Последняя в качестве принципиального условия трансцендирования не есть выбор, данная свобода суть 'движение, путь человека к самому себе'.

'Внутренняя свобода', по Мамардашвили, это размышление о том, 'что больше тебя', это 'реально явленная свобода в смысле освобожденности человека внутри себя от оков собственных представлений и образов'. (Ср. у Дж.Брунера в 'Психологии познания': 'Три вопроса повторяются неизменно: что в человеке является собственно человеческим? Как он приобрел это человеческое? Как можно усилить в нем эту человеческую сущность?') .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  СВЕРХ-Я СВЕРХ-Я (супер-Эго)понятие, охватывающее один из компонентов модели организации психической жизни личности; др. компонентами выступают, согласно Фрейду, Оно (Ид) и Я (Эго). Сверх-Я высшая инстанция в структуре душевной жизни, выполняющая роль внутреннего цензора, совести и т. п. Если требованиям прирожденного и генетически первичного слоя Оно должно удовлетворять ядро самосознания, носитель самосознания телесно-душевно-духовной целостности Я, то особое значение в психоанализе придается сверх-Я, которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если Оно вырастает из непосредственного опыта, а Я – из индивидуального, то супер-Эго есть продукт влияний, исходящих от др. людей, в частности образуется благодаря механизму раннедетских идентификаций с одним из родителей (в зависимости от пола), который служит для него моделью; его возникновение связано с исчезновением Эдипова комплекса. Чувства вины, тревоги Фрейд объяснял влиянием сверх-Я. От напряжений такого рода личность спасается с помощью защитных механизмов. Философский энциклопедический словарь. 2010. ...
Философская Энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины