История философии - трансцендентное и трансцендентальное
Трансцендентное и трансцендентальное
(лат. transcendens перешагивающий, выходящий за пределы) термины схоластической философии, фиксирующие специфику трактовки теизмом бытия Бога Как непостижимого при помощи человеческих способностей и имманентно человеческого и получившие впоследствии широкое употребление в классической и неклассической философии благодаря Канту.
В заключительном разделе Введения к 'Критике чистого разума' Кант называет 'трансцендентальным' 'всякое познание, занимающееся не сколько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori'. При этом Кант придавал этим терминам чисто гносеологическое звучание: в философии Канта трансцендентальное это все то, что относится к априорным (т.е. вне или до-опытным) условиям возможности познания, его формальным предпосылкам, которые организуют опыт. (Отсюда и названия разделов 'Критики чистого разума' 'трансцендентальная эстетика' как исследование априорных форм чувственности; 'трансцендентальная аналитика' как изложение чистых рассудочных знаний и принципов, без которых нельзя мыслить предмет, и т.д.) Позднее Гегель упрекнет Канта в использовании последним этого 'варварского школьного термина', но Канту он нужен был для того, чтобы: 1) резче очертить суть своей философии, показать, что она нацелена не на сами предметы, а на нечто, выходящее (перешагивающее) за пределы опыта, обозначая тем самым переход нового в систему знаний и конструирование нашей познавательной способностью условий возможности опыта; 2) противопоставить трансцендентальное (как имманентное) трансцендентному такому знанию, которое переступает за границы человеческого разума и является в этом смысле недоступным теоретическому познанию, становясь исключительно предметом веры. Трансцендентное это все то, что выходит за пределы возможного опыта, например, Бог, бессмертие души и т.п. В ходе последующего философского развития термин 'трансцендентальное' получил широкое использование в системах Фихте и Шеллинга, неокантианстве (особенно в Марбургской школе), обозначая главным образом гносеологическую направленность этих учений на поиски условий или чистых возможностей познания; в феноменологии Гуссерля трансцендентальное становится противоположным всему эмпирическому (так, целью феноменологической редукции является выход на уровень 'трансцендентального сознания' т.е. сознания, очищенного от всех элементов опыта). Соответственно, 'трансцендентальный субъект' в феноменологии превращается в автономный источник всех своих переживаний. Термин 'трансцендентное' также фигурирует в целом ряде послекантовских теоретико-познавательных концепций (особенно в Баденской школе неокантианства), обозначая здесь вне и независимо от сознания существующий предмет либо вообще недоступный познанию, либо познаваемый лишь исключительно спекулятивным образом.
В философии постмодернизма оппозиция трансцендентного и трансцендентального снимается посредством введения понятия 'трансгрессия'. (см. ТРАНСГРЕССИЯ.) .См. в других словарях
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 448 | |
2 | 421 | |
3 | 414 | |
4 | 414 | |
5 | 386 | |
6 | 374 | |
7 | 371 | |
8 | 367 | |
9 | 360 | |
10 | 354 | |
11 | 353 | |
12 | 348 | |
13 | 347 | |
14 | 335 | |
15 | 334 | |
16 | 324 | |
17 | 323 | |
18 | 323 | |
19 | 316 | |
20 | 310 |