Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - праджняпарамитские тексты

Праджняпарамитские тексты

праджняпарамитские тексты

ПРАДЖНЯПАРАМИТСКИЕ ТЕКСТЫ

ПРАДЖНЯПАРАМИТСКИЕ ТЕКСТЫ

— важнейшая часть литературы махаяны (одного из направлений буддизма), посвященная в соответствии с ее обозначением «совершенству мудрости» и включающая памятники, самые древние из которых восходят к 1 в. н.э. Хотя П.т. составлены в прозе и имитируют диалогическую композицию текстов Сутра-питаки (см.

ТРИПИТАКА ) в виде беседы Будды с его наиболее известными учениками, или бодхисаттвами, объем текстов калькулируется в слогах. По П.т., внешние вещи — сновидения или проекции мировой мистифицирующей силы (майя), подобные фантому большой толпы людей, который может быть создан на перекрестке дорог магом, способным по своей воле в мгновение превратить его в ничто. Конечная истина раскрывается через осмысление «пустотности» (шунъята) не только внешних вещей, но даже сансары и нирваны и самого учения Будды. Не имеют реального референта понятие бодхисаттвы и даже само понятие «совершенство мудрости», которые значимы только на уровне «практической» истины, но никак не конечной. Бодхисаттва полагает, будто следует «вести» бесчисленное множество существ, но на деле нет ни «ведущих», ни «ведомых». Зато есть сам «путь бодхисаттвы», который заключается в отказе от того, чтобы осмыслять к.-л. объекты: такой отказ возможен потому, что мысль бодхисаттвы по сути есть не-мысль, сверкающая в своей «чистоте» (поскольку нет связи с фантомными феноменами, которые являются объектами обычной мысли). Конечная же цель достигается путем «недуалистического озарения» (в нем и состоит «совершенство мудрости»), в результате которого открывается «таковость» сущего.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  важнейшая часть литературы махаяны (одного из направлений буддизма), посвященная в соответствии с ее обозначением "совершенству мудрости" и включающая памятники, самые древние из которых восходят к 1 в. н.э. Хотя П.т. составлены в прозе и имитируют диалогическую композицию текстов Сутра-питаки (см.: Трипитака) в виде беседы Будды с его наиболее известными учениками, или бодхисаттвами, объем текстов калькулируется в слогах. По П.т., внешние вещи сновидения или проекции мировой мистифицирующей силы (майя), подобные фантому большой толпы людей, который может быть создан на перекрестке дорог магом, способным по своей воле в мгновение превратить его в ничто. Конечная истина раскрывается через осмысление "пустотности" (шунъята) не только внешних вещей, но даже сансары и нирваны и самого учения Будды. Не имеют реального референта понятие бодхисаттвы и даже само понятие "совершенство мудрости", которые значимы только на уровне "практической" истины, но никак не конечной. Бодхисаттва полагает, будто следует "вести" бесчисленное множество существ, но на деле нет ни "ведущих", ни "ведомых". Зато есть сам "путь бодхисаттвы", который...
Философский словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины