Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - пралая

Пралая

пралая
ПРАЛАЯ

ПРАЛАЯ (санскр. pralaya — растворение) — в индийских космогонических учениях период разрушения (или перехода в непроявленное состояние) всего, что есть во вселенной, и возвращения к первозданному единству космоса. Пралая связана с концепцией циклов, наиболее разработанной в Пуранах, где различаются две пралаи: та, чтоследует по окончании кальпы, или одного дня Брахмана (период, состоящий из тысячи махаюг, каждая из которых состоит из четырех юг — веков и длится 12 тыс. лет), и махапралая, которая сопровождает окончание жизни Брахмана, длящейся сто божественных лет. Однако даже махапралая является лишь временным состоянием, которое неизбежно сменяется периодом нового творения (сарга). Во всех циклических концепциях наступление пралаи связано с катастрофическим ухудшением дхармы — морально-религиозного порядка. Из философских школ концепция пралаи наиболее разработана в вайшешике. Согласно Прашастападе, когда дхарма “истощается”, бог Махешвара прекращает действие адришт (кармических потенций), чтобы дать возможность душам, измученным перерождениями, спокойно осознать все последствия совершенных ими действий. Адришты вызывают разрушение материальных стихий (бхуты) вплоть до составляющих их атомов.

В. Г. Лысенко

ΠΡΑΜΑ—АПРАМА (санскр. pramд—apramд, от корня mд — измерять, приставки рга и а — отрицание) — в индийской фи

лософской школе ньяя общее обозначение достоверного и недостоверного знания. Прама есть результат действия четырех источников (промина) — восприятия (пратьякша), логического вывода (анумана), сравнения (упамана) и словесного свидетельства (шабда). Прама выступает как разновидность “презентативного” познания (anubhava), имеющего дело с реально существующим объектом, в отличие от припоминания (смрити), считающегося “репрезентативным” познанием, т. е. познанием не самого объекта, а его мысленного образа. Соотносительные понятия: праматва (pramвtva), илипраманья (prдmдnya), “истинность”, “достоверность” — универсальное свойство всех форм достоверного познания, прамеяобъект достоверного познания, праматри (pramдtr) — субъект и прамити (pramiti) — результат. Апрама выступает следствием действия недостоверных источников, среди которых философы ньяи называют сомнение (святая), заблуждение (помимо чисто зрительных оптических иллюзий, логическое заблуждение, а также и своего рода метафизическое заблуждение — приверженность ложным учениям (см. Кхьяти-вада) и тарку (гипотетический аргумент).

В. Г. Лысенко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.

Под редакцией В. С. Стёпина.

2001.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины