Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - прамонотеизм

Прамонотеизм

прамонотеизм
ПРАМОНОТЕИЗМ

ПРАМОНОТЕИЗМ

(п е р в о б ы т н о е е д и н о б о ж и е) – ложная клерикальная теория происхождения религии, согласно к-рой религия началась с почитания единого бога. Теория П., в основе к-рой лежит библейский рассказ о сотворении человека богом и идея "первобытного откровения", до недавнего времени держалась лишь на авторитете церкви и не имела никакого отношения к науке. Но в 19 в. успехи прогрессивной науки, подрывавшие основы церк. традиции, побудили защитников религии научно обосновать идею П. В 1873 рус. философ-идеалист Влад. Соловьев попытался доказать исконность монотеизма и его позднейшее искажение на примере древней индо-европ. мифологии (см. "Мифологический процесс в древнем язычестве"). В 1898 англ. фольклорист Э. Лэнг в своей книге "Делание религии" указал на то, что у мн. отсталых народов есть вера в верховное небесное божество, и предположил, что это – один из корней религии. За выводы Лэнга ухватились католич. ученые во главе с венским этнографом патером В. Шмидтом (см. Культурно-историческая школа). В своем 12-томном труде "Происхождение идеи бога" (W. Schmidt, Der Ursprung der Gottesidee, Bd 1–12, Münster, 1912–55) и во многих более мелких работах Шмидт старательно подбирал факты из мифологии всех частей света, говорящие будто бы о том, что древнейшим религ. представлением было представление о едином небесном боге, строго этич. образ к-рого был лишен мифологич. элементов; это представление якобы сохранилось у наиболее "древних" племен – пигмеев, австралийцев и др.

, и было искажено позднейшими мифологич. наслоениями ("солярная" и "лунарная" мифология), а также привнесенными в него анимистич., тотемич., магич. и др. верованиями. Т.о., согласно Шмидту, данные науки якобы подтверждают библейский рассказ об "откровении". Однако критич. разбор трудов Шмидта и его последователей показывает, что вся теория П.

построена на произвольном истолковании фактов, на необъективном подборе источников. В действительности идея небесного бога-творца – сравнительно более позднее явление в истории религии.

Лит.: Лукачевский Α., Происхождение религии, 2 изд., М., 1930; Крывелев И. И., Крушение теории П., "ВФ", 1960, No 7; Τокарев С. Α., Религия в истории народов мира, М., 1964; Lang Α., The making of religion, 2 ed., L., 1900; Schmidt W., Die Uroffenbarung als Anfang der Offenbarungen Gottes, Münch., [1921].

С. Токарев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины